21.09.07В одну телегу впрячь не можно... |
В этом году мальчик пошел во второй класс. Вопрос о ремонте больше не стоит. Но на "продвинутые" учебники Ольга уже отдала две тысячи рублей. И тоскливо вздыхает - что же будет дальше? О том, что может быть дальше, мне рассказала другая соседка, имеющая дочку-шестиклассницу. У девочки в школе, как и везде сейчас, каждый год собирается попечительский совет и решает - сколько денег и на что конкретно требуется школе. Без родительской помощи школа не выживет - об этом сегодня тоже знают и говорят все. И положение о попечительских советах официально принято постановлением российского Правительства еще в 1999 году. Проблема в том, что речь там идет лишь о добровольных родительских взносах. Но уж если совет принял решение, что каждый должен сдать в фонд школы по 500-1000 рублей, то о принципе добровольности никто и не вспоминает. В тяжелые девяностые годы школа привыкла опираться на поддержку родителей, и это ей так понравилось, что отказываться от этой практики никто не собирается. Вторая моя соседка, мать-одиночка, когда дочь принесла из школы заполненную квитанцию на 500 рэ, попробовала было возмутиться - дескать, нету денег и сдавать не буду. Но когда ребенок начал регулярно приходить домой в слезах, потому что классный руководитель каждый день прилюдно допрашивала ее - когда же наконец мама сдаст деньги, - сдалась. Можно было, конечно, пойти поругаться, выяснить отношения с классной и с директором - но, положа руку на сердце, разве детское (да и родительское) спокойствие не стоит этих несчастных денег? По крайней мере, моя соседка посчитала, что проще будет найти требуемую сумму, чем мотать нервы.
Можно ли как-то повлиять на эту ситуацию? В Прокуратуре республики настроены довольно пессимистически.
- Жалоб на школьные поборы много, но все они анонимные, - констатирует начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи советник юстиции Завдат Ибрагимов. - Родители боятся протестовать открыто, ведь это может отразиться на ребенке, отношении к нему учителей и школьной администрации. И случаи, когда директоров школ привлекают к административной ответственности, единичны - в этом году такое практиковала только Азнакаевская районная прокуратура.
В общем, хотя в сельских школах республики и можно до сих пор услышать гордые рассказы о том, что никаких дополнительных родительских средств директора не привлекают, в крупных городах и райцентрах родители точно знают: хочешь, чтобы твой ребенок учился в нормальных условиях, в детском саду играл красивыми игрушками, а в школе занимался по хорошим учебникам, чтобы при этом он не рвал брюки о старые стулья и не спотыкался о линолеум, - копи деньги заранее. И все смирились с тем, что это неизбежно. Что же до тех, у кого очень туго с деньгами - помните, мы выше уже поставили этот вопрос? - то, имея в своем окружении множество самых разных родителей, могу сказать: как бы ни был скромен доход семьи, подавляющее большинство родителей находят-таки возможность соответствовать требованиям школы. Копят. Платят. Потому что кто же не хочет хороших условий для своего ребенка? Только тот, кому все равно, где его чадо болтается до поздней ночи. Но эта категория родителей, как правило, вообще не сильно озабочена образовательными вопросами.
...и за что готовы переплачивать
Итак, мы пришли к выводу, что образование фактически перестало быть бесплатным. Теперь поговорим немного о качестве. И для начала снова вспомним Ольгу и ее сына-второклассника. С которым молодая мама проводит каждое воскресенье, разбирая примеры по математике и отрабатывая навыки красивого письма и хорошего английского произношения.
- В нашем классе, - делится она своими наблюдениями, - лучше всех учатся те дети, чьи мамы не работают. То есть у них есть возможность каждый день сидеть с ребенком над уроками, проверять, исправлять ошибки... А у кого нет на это времени - тот довольствуется "тройками".
Заметим, речь идет о начальной школе. Конечно, можно посчитать, что Оле не очень повезло с учителем, если не знать, что такое явление - скорее правило, чем исключение. Трудно сказать, почему так происходит, но времена нашего советского детства, когда родители ведать не ведали, что задали их детям, и при этом большинство умудрялось получать полноценные знания, не прибегая к дополнительным занятиям, канули в прошлое. Возможно, сегодняшнее увлечение сложными, насыщенными программами привело к тому, что учителя просто вынуждены ориентироваться на сильных учеников, потому что времени "разжевать" материал, чтобы он дошел до каждого, у них нет. А бедные родители, когда дети переходят в среднее звено, где материал усложняется, а домашние задания требуют все больше времени, ищут репетиторов - иначе ребенок скатится на "тройки" и самостоятельно выкарабкаться из этого состояния все равно не сможет. Правда, если опять же вспомнить сельские школы, то там частенько рассказывают, как их преподаватели бесплатно (!) занимаются после уроков с отстающими. Но в больших городах с подобным учительским альтруизмом сегодня сталкиваешься крайне редко, здесь преобладают рыночные отношения. |