21.09.07В одну телегу впрячь не можно... | Евгения ЧЕСНОКОВА
Качественное школьное образование в Татарстане должно быть доступно каждому ребенку - об этом в последнее время говорится на любом более-менее крупном образовательном форуме, проходящем в республике. Вот и на недавней педконференции в Заинске эта мысль красной строкой проходила через все выступления. Но начался новый учебный год, и многие родители в очередной раз убедились: разговоры о доступном (читай - бесплатном) и при этом качественном образовании страшно далеки от реальности.
Почему мы платим за бесплатное...
Российская Конституция гарантирует гражданам право на "общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование". Чтобы понять, насколько эта статья Основного Закона соотносится с практикой, достаточно зайти вечерком в среднестатистическую казанскую семью и поболтать с хозяйкой "за жизнь".
Моя соседка - назовем ее Ольгой - счастливая мать двоих очаровательных детишек восьми и четырех лет. Старший ходит во второй класс, младший - в детский сад. Чтобы попасть в детсад, Оля с мужем в прошлом году отдали пять тысяч рублей "на нужды садика". Конечно, по закону их должны были взять бесплатно. Но мест в детских садах катастрофически не хватает, стоять в очереди можно годами, а маме нужно было срочно выходить на работу (бабушек-пенсионерок в семье нет). В этом году ребенка перевели в другую группу, где воспитательница доходчиво объяснила родителям, что на всех не хватает раскладушек и кому-то из малышей, возможно, придется спать на полу... Почему-то такой вариант родителей не устроил, и, посовещавшись, группа решила скинуться на новые кроватки - по полторы тысячи "с носа".
Ежемесячно родители сдают еще какую-то чисто символическую сумму на игрушки и канцтовары - краски, цветную бумагу, клей, ножницы... "Вы хотите, чтобы с вашими детьми полноценно занимались, чтобы у них были новые красивые игрушки?" - спрашивают у родителей. Ну а кто же не захочет при такой постановке вопроса? Тем более что на роно в отношении игрушек рассчитывать давно не приходится.
Еще в детском саду есть дополнительные занятия - английский (270 рублей в месяц) и хореография (250). На них, конечно, можно не ходить. "Мама, но все же ходят!" - умоляюще канючил малыш, и Оля сдалась.
Заметим при этом, что пребывание в детском саду вообще-то у нас платное и, помимо всего прочего, каждый месяц родители по квитанции отдают более 500 рублей. Что при всем этом делать тем семьям, чьи финансовые возможности ограниченны? К этому вопросу мы еще вернемся. А сейчас поговорим о школе.
Итак, своего старшего сына Ольга в прошлом году отдала в самую обычную, рядом стоящую школу, разумно рассудив, что расположенную через дорогу престижную гимназию семья просто не потянет - по слухам, вступительный взнос туда для детей "не по микрорайону" достигал 20 тысяч рублей. Но и в их "рядовой" школе родителям был предложен выбор. Можно учиться по обычной программе, а можно - по более "продвинутой", по новым, инновационным, как сейчас принято говорить, учебникам, с дополнительным английским с первого класса... Родители, выбравшие этот путь, сразу должны были отдать на учебники по тысяче рублей. Некоторые сразу отказались от такого варианта. Интересное наблюдение: в основном это были те родители, что не привыкли утруждать себя заботами о потомстве - их ребятишки привыкли до позднего вечера бесконтрольно болтаться по окрестным дворам, осваивая нехитрую лексику местных маргиналов. В общем, вздыхает Ольга, выбора особого у нее не было, и доплачивала она не столько за качество образования, сколько за то, чтобы сына окружал "приличный" контингент однокашников.
Дальше - больше. Классный руководитель (как прежде воспитатель в детсаду) объяснила мамам и папам, что заниматься, конечно, можно и в том классе, что есть. Но вот тут задрался линолеум, и дети могут упасть, бегая на переменке, а еще не хватает парт, и кому-то придется сидеть по трое за одним столом... Понятливые родители скинулись еще по три тысячи - на ремонт и парты. |