14.09.07Ну очень восточные Канны | Айсылу КАДЫРОВА
В среду состоялась церемония закрытия III Международного фестиваля мусульманского кино "Золотой Минбар". Дефиле звезд по ковровой дорожке практически сорвалось: в какой-то момент замерзшая публика, не дождавшись, пока подъедут все гости, двинулась в зал...
Окрестив "Минбар" "восточными Каннами", президент РТ явно поторопился: до статуса респектабельного фестиваля - с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой - казанскому еще расти и расти. Но и наш фестиваль уже вошел в историю, правда, благодаря не кино, а международному скандалу. Который официальные лица называют искусственным.
Кто обидел Инала Шерипа?
Герой этого скандала - голливудский режиссер чеченского происхождения Инал Шерип, приглашенный работать в жюри III "Минбара". Сначала прессе сообщили, что он приедет на фестиваль, потом - что не сможет. А он взял и приехал. Далее события развивались так: господина Шерипа не пустили на банкет, который в день открытия фестиваля устраивал для его участников Минтимер Шаймиев. И, по слухам, режиссер обиделся и покинул Казань. "Это какое-то недоразумение! Я очень сожалею, что так получилось", - сказал мне председатель жюри Радослав Спасов.
Более откровенным был генеральный директор "Золотого Минбара" - президент телевидеокомпании "Исламский мир" Зауди Мамиргов:
- Это я пригласил в жюри фестиваля Инала Шерипа. Он согласился, но не успел пройти процедуру оформления и согласования документов по включению в состав жюри, и по решению совета фестиваля, который возглавляет министр культуры Татарстана Зиля Валеева, в жюри он так и не вошел. Ему было предложено стать экспертом по фестивальным фильмам. Он отказался и покинул Казань.
- История с банкетом, получается, выдуманная?
- Нет. Но он обиделся именно на то, что его не включили в жюри, а не на то, что не посадили за один стол с президентом.
- Говорят, в жюри его не включили вовсе не из-за волокиты с документами, а потому что он якобы снимает антироссийское кино - вот что испугало совет фестиваля.
- Я видел фильмы Инала Шерипа, ничего антироссийского в них нет. Он замечательный режиссер.
- Он планировал вручить приз фестивалю "Золотой Минбар" от Европейской ассоциации кино и телевидения "За вклад в духовное кино" - большой хрустальный ключ. Не вручил?
- Мне отдал. У меня этот ключ. То есть "Золотой Минбар" приз получил, но не в торжественной обстановке.
- Некрасивая получилась история.
- Согласен. Я уже не один раз извинился перед Иналом, Зиля Валеева тоже хочет извиниться...
"Мы чуть не свихнулись!"
По-моему, извинений достоин и председатель жюри III "Минбара" Радослав Спасов. Когда церемония открытия фестиваля закончилась и стали показывать знаменитый фильм Спасова "Украденные глаза", львиная доля зрителей, вслед за президентом Шаймиевым, покинула зал. Возникло, и не без основания, надо сказать, ощущение, что "Минбар" в Казани - не праздник любителей кино, а показушная тусовка для людей, озабоченных престижем и имиджем. Естественно, что такие "киноманы" не появлялись потом на конкурсных показах, которые, кстати, только ближе к вечеру собирали истинных ценителей.
А жюри фестиваля пришлось нелегко: в течение шести дней судьи отсмотрели 49 фильмов. Это колоссальная нагрузка, они работали сутки напролет и, по признанию Арво Ихо, чуть не свихнулись. По окончании фестиваля господин Ихо дал дельный совет: впредь делить жюри "Минбара", чтобы игровые фильмы оценивала одна команда, документальные - другая.
Еще труднее, чем жюри, пришлось отборочной комиссии фестиваля, которая отсмотрела более двухсот картин. "Если брать мировые стандарты, многие фильмы им не соответствовали. Но практически все картины, которые мы отобрали, лично на меня произвели неизгладимое впечатление. В них какой-то особенный темп, эстетика особая, они заставляют думать", - сказал член отборочного комитета Мирза Алиев. |