Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем, На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна? Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..»
На указанное место покосился шурале. И, джигиту не переча, согласился шурале.
Пальцы длинные, прямые положил он в пасть бревна... Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором, Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком.
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой, Он стоит, не понимая умной выдумки людской.
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле… Прищемились и остались в щели пальцы шурале.
Шурале обман увидел, шурале вопит, орет. Он зовет на помощь братьев, он зовет лесной народ.
С покаянною мольбою он джигиту говорит: «Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына не обижу я вовек. Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!
Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу? Всем скажу: «Я — друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!»
Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле! Что тебе, джигит, за прибыль от мучений шурале?»
Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой. Дровосек его не слышит, собирается домой.
«Неужели крик страдальца эту душу -не смягчит? Кто ты, кто ты, бессердечный? Как зовут тебя, джигит?
Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу, На вопрос: «Кто твой обидчик?» — чье я имя назову?»
«Так и быть, скажу я, братец. Это имя не забудь: Прозван я «Вгодуминувшем»... А теперь — пора мне в путь». |