24.08.07Коллекционерам, благотворителям и меценатам посвящается... |
Итальянский пейзаж в собрании Лихачёва представлен произведениями мастеров ХVII - ХIХ веков. Серединой XVII века датируется "Нападение разбойников в горах" Сальватора Розы. Пейзаж XVIII века представляет в первую очередь венецианская ведута - "Вид Венеции" неизвестного художника круга Антонио Каналетто. В диптихе Хуана Рунса "Вид Неаполя" характерный архитектурный документализм сочетается с поэтическим переживанием пространства.
Портреты французской школы из лихачёвского собрания датируются ХVIII - ХIХ веками. В числе наиболее ранних произведений - демократичный "Автопортрет" Никола де Ларжильера, а также "Портрет неизвестной" Жана Марка Наттье.
Лучшие полотна австрийской и немецкой школ также датируются XVII веком. Это два "восточных портрета" известного мастера имитации Христиана Дитриха, "Автопортрет" Ангелики Кауфман, "Портрет неизвестной" Людвига Гуттенбрунна.
Почти вся коллекция западноевропейской живописи ГМИИ РТ, за небольшим исключением, обязана своим происхождением Лихачёву. Из 366 произведений - около 260 происходят из этого собрания. Несомненно, многое из собранного Лихачёвым обладает безусловной историко-художественной ценностью, свидетельством которой является представляемая выставка.
Коллекция западноевропейской гравюры А.Ф.Лихачёва насчитывает две с половиной тысячи листов, которые дополняют живописное собрание, расширяя представление об искусстве Западной Европы. Наиболее значимой для А.Ф.Лихачёва была возможность гравюры воспроизводить уникальные памятники искусства и культуры, виды прославленных городов мира, во многих из которых он не раз бывал, путешествуя по Европе в 1860 - 1870-е годы. Это отражает состав коллекции, где широко представлена репродукционная гравюра ХVII - ХVIII веков: изображения классических образцов европейской живописи, архитектуры, скульптуры, портреты деятелей мировой науки, теологии и искусства, декор интерьеров готических соборов и итальянских палаццо, расписанных великими художниками эпохи Возрождения, архитектурно-видовая и орнаментальная гравюра. Гравюры выполнены ведущими европейскими мастерами - Р.Саделером I (1555 - 1628), К.Альберти (1553 - 1615), Д.Б.Брустолони (1712 - 1796), Л.Депласом (1682 - 1739), Н.-Э.Эделинком (1681 - 1767), Ф.Буше (1736 - 1782), Г.Вилле (1715 - 1808), Ж.Массаром (1740 - 1822), Л.Гийо (1756 - 1806), У.Райлендом (1732 - 1783) и другими.
Значительную часть собрания А.Ф.Лихачёва составляют около 900 листов с изображением Земель Германии, исполненных в мастерской Маттеуса Мериана (1593 - 1650), непревзойденного мастера видового офорта, главы известного немецкого семейства издателей и граверов. Листы служили иллюстрациями к "Топографии" (1642 - 1688) М.Цайлера (1589 - 1661), которое представляло собой подробное географическое описание германских государств и сопредельных стран и включало 2000 гравюр, выполненных по собственным рисункам с натуры М.Мерианом, его сыновьями и учениками: виды городов, сел и монастырей, интерьеры готических соборов, схемы крепостей и карты сражений.
К редким листам оригинальной гравюры в коллекции Лихачёва принадлежит экспонируемый оттиск одного из поздних офортов Рембрандта "Петр и Иоанн у врат храма" (1659), находившийся ранее в известном собрании графа Лепеля (1755 - 1826).
Собрание европейской гравюры из коллекции А.Ф.Лихачёва - едва ли не самая ценная часть графического фонда музея.
Явное предпочтение западноевропейскому искусству не помешало А.Ф.Лихачёву при формировании своего собрания создать весьма значительную, одну из самых масштабных коллекций русской живописи среди многих частных провинциальных собраний. В экспозиции выставки демонстрируется более пятидесяти картин русской части лихачёвского собрания. Представлены как имена круга художников Казанской губернии (И.И.Журавлёв, Н.И.Зеблов, Н.Мегунтов, В.С.Турин), так и многих известных отечественных художников: В.Л.Боровиковский, И.-Б.Лампи, Л.К.Плахов, Н.Г.Чернецов, М.И.Скотти, В.Г.Перов и другие. Среди картин русской школы имеются произведения, составившие громкую славу его коллекции, а ныне - настоящие раритеты, жемчужины музейного собрания: портреты купцов А.И.Борисова и И.И.Билибина кисти Д.Г.Левицкого и "Портрет танцовщицы Татьяны Сергеевны Карпаковой" В.А.Тропинина. |