Сергей САВВИН
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан журналистам рассказали о ближайших проектах музея, в частности, об открытии 28 августа (в 17 часов) выставки "Завещано Казани" - из собрания Андрея Лихачёва.
По словам директора Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалии Нургалеевой, в период подготовки экспозиции сотрудниками музея проведена колоссальная работа: "Мы подняли весь ресурс, хранившийся в подвалах".
Уже издан буклет - содержательный, оформленный с большим вкусом, также готовится к изданию каталог выставки и мультимедийный диск (это будет уже третий медиа-диск от Изомузея: первый рассказывал о Николае Фешине и его произведениях, второй - о русском авангарде). В конце года также планируется проведение конференции, посвященной меценатству и меценатам.
Разрабатывается и тематический экскурсионный маршрут по Казани - о наших дарителях прошлого.
"Мы хотим вас (посетителей) удивить", - подвела итог задуманному Розалия Нургалеева.
На этаже, где будет расположена экспозиция, завершены декоративные работы - "залы не узнать", завтра начнется размещение экспонатов - материал будет подан по-новому.
"Андрей Федорович принадлежал к тем идеалистам, которые теперь, к несчастью, мало-помалу исчезают с лица Русской земли. Может быть, увлечения этих идеалистов и наивны, мечтания об идеалах несбыточны, но, несомненно, что их чувства одухотворены горячей верой в человека, любовью к нему, стремлением облагородить его" - эти слова Р.И. Лихачёвой вынесены эпиграфом к буклету, представляющему новую экспозицию.
Выставка посвящена памяти казанских коллекционеров, благотворителей и меценатов - Андрея Федоровича (1832 - 1890) и Ивана Федоровича (1826 - 1907) Лихачёвых, чье бескорыстное служение науке и искусству сохранило для нас богатейшее историко-художественное наследие, говорится далее в буклете, подготовленном музейными работниками.
Коллекции Андрея Федоровича Лихачёва еще при жизни собирателя стали явлением в культурной жизни российской провинции и получили известность за рубежом.
Благотворительный шаг Ивана Федоровича Лихачёва, передавшего коллекции брата в дар городу, послужил основанием для создания казанского Городского музея (1895).
Этому способствовал обширный и разнообразный состав коллекций А.Ф.Лихачёва - доисторические древности и предметы археологии, нумизматика, предметы этнографии, декоративно-прикладное искусство, оружие, древнерусская мелкая пластика, живопись, графика и скульптура, библиотека.
В коллекционерских интересах А.Ф.Лихачёва переплетались две тенденции - усадебная дворянская традиция коллекционирования искусства и "древностей", не прерывающаяся в роду Лихачевых на протяжении столетий, и интересы ученого-исследователя, связанные с развитием наук - археологии и этнографии, чему Казанская губерния и в особенности родной Лихачёвым Спасский уезд предоставляли богатейший материал. Одновременно с ростом коллекции А.Ф.Лихачёв становился ее исследователем и публикатером. Немаловажным представляется и тот факт, что столь обширная коллекция была собрана за относительно короткий срок, не превышающий трех десятилетий.
Выставка впервые наиболее полно представляет художественное собрание А.Ф.Лихачева.
На выставке представлено 111 произведений западной живописи разнообразных по жанрам и художественным школам: голландская, фламандская, итальянская, французская, австрийская, немецкая ХVI - ХIХ веков.
Значительное количество произведений связано с голландской и фламандской школой.
Наиболее ранние полотна датируются XVI веком: это "Пейзаж с Авраамом", ранее приписывавшийся Лукасу ван Лейдену. По последним сведениям, автором этого произведения следует считать Якоба Гриммера, Замечательная работа Давида Винкбонса "Кермесса" отмечена чертами своеобразного архаизма, проявляющегося в образном строе и стилистических приёмах (орнаментальный рисунок листвы, условный колорит). |