16.08.07Цена хлебного вопроса: ждать ли повышения? | Наталья СУХОРУКОВА
Хлеб - всему голова, говорят в народе. Ждать ли нам очередного повышения в ближайшее время? Не отразится ли сдерживание цен на качестве хлеба? Выиграем ли мы битву за урожай? На эти и другие животрепещущие вопросы ответил председатель правления Союза хлебопроизводителей Республики Татарстан, генеральный директор ОАО «Объединенная хлебная компания» Ильдар НИКИФОРОВ.
- Ильдар Афанасьевич, в аналитических обзорах хлебной отрасли часто встречается мнение, что в последние годы потребление и соответственно производство хлеба в России сокращаются. Действительно ли такая тенденция существует и в чем ее причина?
- Да, такая тенденция есть. Во всем мире высокий показатель потребления хлеба считается признаком экономического неблагополучия и низких доходов населения. Например, в европейских странах уровень потребления хлеба составляет 70 - 80 кг на душу населения в год, в Москве эта цифра равна 90 кг, а в некоторых российских регионах - 260 кг. Когда у нас в 1998 году произошел дефолт, выросло и потребление батонов. Считается, что сокращение спроса, а значит, и производства, вызвано переориентацией потребительских предпочтений и возрастными особенностями целевой группы. Проще говоря, молодые выбирают снеки и чипсы, средний класс - мясо и фрукты, старшее поколение - наиболее приверженные покупатели хлеба, но они же наиболее консервативные. Например, на казанском хлебозаводе N03 в последние пару лет каких только новых видов хлеба не пытались выпускать - прижились единицы, и дело даже не в цене. «Сельский» и «Нарезной» по-прежнему лидеры продаж. Доходит до смешного: если на прилавке нет вышеупомянутых сортов, но есть полный ассортимент других видов хлеба похожего замеса, народ скажет: «Что, хлеба нет?» - и уйдет. Хлебозаводы стараются развивать производство кондитерских изделий. Например, Сибирь с охотой и в больших объемах берет наш чак-чак.
- Вы возглавляете объединение хлебопроизводителей республики. Значит ли это, что хлебный рынок укрупняется, как и другой бизнес в нашей стране?
- Прежде всего следует отметить, что объединение производителей в данном случае не есть стремление к монополизму. На рынке хлебобулочной продукции России сегодня очень высокая конкуренция. Более того, рынок хлеба ежегодно сокращается на 5 - 7%, а это означает минус 100 предприятий в год. Те, кто остаются, должны выживать в непростых условиях постоянного роста цен на энергоносители, нехватки квалифицированных кадров, консервативного спроса, диктатуры торговых сетей.
- Неужели и хлебопеков гипермаркеты «допекли»?
- Не секрет, что условия работы с сетями под силу только крупным производителям, и это одна из причин, почему в российских городах не развивается частное хлебопечение. С одной стороны, сети сами в своих пекарнях выпекают хлеб для покупателей. С другой стороны, многие обеспеченные клиенты гипермаркетов выказывают спрос на продукцию местных хлебозаводов, и сети вынуждены представлять наш ассортимент. Другое дело, что их не слишком волнует реализация нашего хлеба, поскольку гипермаркеты сотрудничают с производителями только при условии 100% возврата нереализованного товара да и отсрочка платежа весьма существенная. Мы, производители, фактически кредитуем сети и отгружаем им хлеб в первую очередь. А страдает наша розница - фирменные магазины, предприниматели и в конечном счете потребитель, который не получает вовремя свежий хлеб.
- Вы упомянули нехватку квалифицированных кадров...
- Да, но это не значит, что горожанам стоит беспокоиться о том, кто печет для них хлеб. На хлебозаводах Казани сейчас стоит лучшее оборудование, и мы стараемся удержать ценные проверенные кадры. Однако речь идет о том, что производителям нужны молодые специалисты, которые не слишком-то рвутся на невысокий оклад. В то же время на заводах одной крупной компании в Санкт-Петербурге люди получают достойную оплату своего труда. Хотя, конечно, Питер город вообще недешевый. В Казани мы пытаемся решить проблему новых кадров, сотрудничая с технологическим университетом. Но есть еще наболевший вопрос текучки технического персонала: водителей, грузчиков. Можно вовремя испечь прекрасный хлеб, но если за рулем водитель-недотепа, жди проблем с доставкой. |