15.08.07Отсюда вырулила Казань автомобильная | Инна СЕРОВА
Все началось с того, что знакомый попросил найти хоть какую-нибудь старую фотографию улицы своего детства. И краевед Ильдар Алиев нашел мне уникальный снимок, сделанный на улице Николая Столбова в те времена, когда здесь были целы еще все дома. А заодно рассказал ее историю, из которой следовало: мой знакомый, классный водитель, начинал свою профессиональную карьеру на самой подходящей для этого улице - той, где до революции появился самый первый в Казани гараж.
В прошлом году за каких-то три-четыре дня улицу Столбова стерли с лица города. Уникальные дома, памятники истории исчезли безвозвратно. Так что нынче казанский краевед устроил мне экскурсию с автомобильным уклоном на улицу, которой больше нет.
Вот он, первый казанский гараж - крайний справа на снимке середины восьмидесятых годов прошлого века дом № 7. Он был сложен из красного кирпича, через арку, контуры которой четко вырисовываются посередине, в гараж въезжали автомобили.
- Автомобили появились на улицах Казани в 1906 году, - рассказывает Алиев. - Тогда же во дворе жилого дома был устроен гараж. Проездная арка была заложена кирпичом в советские времена, когда дом перестроили под жилой. Этот гараж дал улице ее первое название. Прежде улица Гаражная была безымянной, ведь до начала ХХ века по Раскладочным ведомостям и Окладным книгам (по которым взимались налоги с недвижимости) дома, стоящие на ней, относились к Сенной площади, которая простиралась на месте нынешних сквера и автозаправки вплоть до улицы Московской. На ней шумел Сенной базар, где чем только не торговали: от лошадей, скота, овса и хлеба до чая, соли и табака. Будучи вторым по значимости, Сенной базар был первым в Казани по ежедневной прибыли.
По соседству с домом № 7, говорит краевед, находилось еще несколько гаражей - их построили чуть позже. С приходом советской власти их перестроили: арки заложили кирпичом, установили перегородки, двери - и гаражи превратились в коммуналки...
- Но несмотря на перестройку изнутри, все дома на Гаражной-Столбова сохранили неприкосновенным первоначальный облик фасадов, - заметил Алиев. - И в этом смысле для Казани, где многие здания неоднократно подвергались перестройке, эта улица была уникальной. На этой коротенькой улице шесть из семи домов в каталоге-справочнике "Республика Татарстан: памятники истории и культуры" значились как архитектурные памятники...
Спустя почти шесть десятилетий после появления первого гаража улице Гаражной дали новое имя - в честь уроженца Казани, командира "Щуки" - подводной лодки Щ-402, которая в июле 41-го утопила во вражеской гавани транспорт с боевой техникой в три тысячи тонн. А спустя сто лет первый казанский гараж снесли. Что особенно обидно потому, что, как ни крути, Казань - город автомобильный, ведь мало где еще в России не только мужчины, но и многие женщины с таким пиететом относятся к железному коню и умеют виртуозно им управлять.
"Вечерняя Казань" №130 от 15.08.07 |