14.08.07Домашнее задание для учителей |
Министр говорил и о нашей давней проблеме: слабом знании языков выпускниками школ и вузов. Парадоксально, но, изучая язык по 10-15 лет, наши сограждане, что называется, "читают со словарем". Многие студенты и специалисты, которые претендовали на зарубежные стажировки, "резались" именно на экзамене по иностранному языку. В чем дело? Очевидно, методика "хромает". Мы же видим, что иностранные специалисты, которые приезжают к нам, практически все свободно владеют английским. А ведь во времена Достоевского считалось, что русские особенно восприимчивы к иностранным языкам... На взгляд Н.Валеева, пора переломить ситуацию, ведь в наши дни без знания языков человек неконкурентоспособен.
Об этом же в своем выступлении говорил и Президент РТ. По его мнению, учить иностранный язык нужно уже с первого класса, и каждый из сегодняшних первоклашек должен через одиннадцать лет одинаково хорошо говорить на трех языках: русском, татарском и английском. Впрочем, если необходимость двух государственных языков республики не обсуждается, то иностранный язык может быть выбран любой. Кстати, министр сказал о том, что в республике апробирована методика обучения татарских детей английскому языку без языка-посредника.
Слово "конкурентоспособность" на совещании звучало часто, в частности применительно к работе с талантливыми детьми. К счастью, одаренных детей у нас хватает. В прошлом году за различные достижения в науках и искусствах юные татарстанцы получили 174 премии из федерального бюджета на сумму 6,5 млн. рублей, республика входит в тройку лидеров по числу призеров всероссийских олимпиад.
Но одних знаний мало, у наших выпускников, считает министр, должны быть воспитаны лидерские качества, чувство ответственности, деятельное сострадание. Для этого создаются добровольческое молодежное правоохранительное движение, ведется работа по профилактике наркомании, развивается волонтерское движение. В Год благотворительности в республике работают более 600 волонтерских групп, которые приходят на помощь одиноким старикам, многодетным семьям, сиротам.
В первую очередь для детей из малообеспеченных семей, для сирот создаются кадетские классы, где ребята смогут получить хорошее образование, число этих классов будет расти.
Спорное
Касаясь профессионального образования, Н.Валеев заметил, что число выпускников вузов в республике вдвое превышает потребности экономики, причем 70 процентов этих выпускников получили гуманитарные профессии. Между тем выпуска по рабочим профессиям не хватает даже на треть от потребности предприятий. Чтобы изменить положение дел, организовано 13 образовательных кластеров, в состав которых вошли 400 предприятий. Ими выделено на подготовку рабочих кадров более 230 млн. рублей, это примерно треть от того, что выделяет бюджет. В будущем вклад предприятий должен составлять половину всех необходимых средств. В ПТУ теперь будут принимать только на базе среднего образования. Соответственно, училища будут вести только профессиональную подготовку, общеобразовательные дисциплины из расписания уйдут.
Такую позицию поддержал и Президент РТ. М.Шаймиев сказал, что все дети Татарстана должны получать среднее образование. Но, пообещал он, в течение двух лет преподаватели училищ не пострадают материально, даже если училища не будут заполнены. Те училища, где готовят по невостребованным профессиям, будут перепрофилировать и оптимизировать. По мнению Президента, нет причин, по которым школьник не может закончить 11 классов, если же есть ученики, которые "не тянут", - это недоработка школы. И теперь, когда вводится подушевое финансирование, школы будут бороться за каждого выпускника и привлекать детей к себе высоким качеством знаний.
Позиция властей по этому вопросу ясна, и все-таки непонятно, почему вдруг единственным способом получить обязательное среднее образование стала средняя школа? Раньше ребята шли после восьмого-девятого класса работать и учились одновременно в вечерней школе. Они ведь сохранились. Для кого тогда? Другой вариант: в училищах им давали среднее образование. Причем этот вариант был даже предпочтительнее, ведь необходимые для специальности предметы они получали в расширенном формате. Скажем, не просто физику учили, а металловедение, электродело и т.д. Что заставляет отказываться от уже отработанной подготовки кадров, которая устраивала многие семьи? Не вижу иной причины, кроме стремления переложить половину расходов на предприятия. Жаль ребят, которым придется заканчивать 11-й класс, не имея к тому ни охоты, ни способностей. Жаль учителей, которым придется "тянуть их за уши". Конечно, можно согласиться с тем, что школа не дорабатывает, что можно и нужно учить лучше. Но все мы понимаем, что то время, когда наша школа сможет одинаково хорошо учить всех детей, еще за далекими горами... |