13.07.07Оскар и Розовая Мама | Даша КАРИМОВА
В Казанском государственном театре юного зрителя сегодня театральный сезон завершила премьера фантасмагории "Оскар и Розовая Мама" по драме Эрика-Эммануила Шмитта - к юбилею заслуженной артистки Татарстана Галины Юрченко.
Десятилетний Оскар (Галина Юрченко) умирает в госпитале от рака крови, среди таких же тяжелобольных детей - гидроцефала Эйнштейна (Александр Кокурин), страдающего ожирением Попкорна (Вячеслав Казанцев) и других ребят, каждого из которых кличут по признакам его заболевания.
Пересадка костного мозга Оскару была неудачной - доктор, доктор Дюссельдорф (Евгений Царьков) ходил теперь с таким "несчастным выражением лица, будто он Дед Мороз, у которого не хватило на всех подарков", а Оскару осталось теперь жить 12 дней - до Нового года. До 31 декабря.
За эти 12 дней он должен прожить всю свою жизнь, один день - за десятилетие, - взрослея, созревая, влюбляясь и символически женясь, - пока силы не оставляют его, уже как бы 120-летнего, на двенадцатый день.
Так научила его Розовая Мама (Елена Ненашева) - медсестра-волонтер, как и другие сестры милосердия - в розовом казенном халате, немолодая женщина, скрывающая свой возраст, поскольку слишком старым не разрешают ухаживать за больными детьми.
Она учит его вере. По ее совету Оскар начинает слать свои письма Богу.
И эти письма-монологи заставляют плакать и улыбаться. Иногда они, как, впрочем, и вся пьеса - квинтэссенция боли. Но ее разбавляет юмор. И интонация - неподрожаемая интонация Шмитта, пойманная, понятая и воплощенная актерами ТЮЗа.
Их много, хотя на самом деле на сцене должен быть один человек. Повесть в письмах задумывалась как моноспектакль. Летом 2005 года на VI Международном театральном фестивале имени А.П. Чехова в Москве произвела фурор постановка Владислава Пази с Алисой Фрейндлих в главной и единственной роли.
Быть может, что-то убыло из-за присутствия нескольких героев на сцене. Но аутентичность, замкнутость в болезненном мире, одиночество умирающего ребенка, его страх и постепенно приходящая совсем взрослая мудрость - всего этого не стало меньше. Владимир Чигишев воплотил тех, о ком Оскар рассказывает Богу, в действующих лиц. Возможно, этим он только усилил воздействие пьесы. Потому что боль, умноженная, видимая, переживаемая несколькими людьми, полифония их мыслей отпечатывается глубже. ТЮЗ - камерный, всегда создающий интимную обстановку полушопота, полувздоха, Чигишев и актеры - они сделали удивительную работу. Которую будут ждать. Возможно, с самым огромным нетерпением. Потому что такого завершения театрального сезона в этом году мы не видели. Нам показали то, что мы совсем не ожидали увидеть.
Каждый день Оскар становится старше на жизнь. Или всего на пару тройку лет.
- Так значит, с Пегги у тебя все серьезно, Оскар?
- Супер, Розовая мама. Я совершенно счастлив. Этой ночью мы поженились
- Поженились?
- Да. Мы делали все, что делают мужчина и женщина, когда они женаты.
- Вот как?
- За кого вы меня принимаете? Я - кстати, который час? - разменял третий десяток и теперь веду соответствующую жизнь, верно?
- Разумеется.
- И, знаете, разные там штучки, которые в молодости были мне противны, - поцелуи, ласки, - так вот теперь мне это нравится. Просто удивительно, как мы меняемся.
Он разменял третий десяток, но так и не узнал, что дети не рождаются от поцелуев.
"В восемь часов утра я сказал Пегги Блю, что люблю ее, никого, кроме нее, не любил и не представляю своей жизни без нее. Она расплакалась, призналась, что я причинил ей большое горе, потому что она тоже любит только меня, да и никого другого ей бы найти не удалось. Потом, это любопытно, мы стали рыдать вместе, но это было так приятно. Так классно жить в браке! Особенно после пятидесяти, когда позади множество испытаний".
Он разменял и шестой десяток, и седьмой, и восьмой… "С Пеги Блю мы долго читали медицинский словарь. Это ее любимая книга. Она увлекается болезнями и все время задает себе вопрос, с какими из них ей придется еще встретиться. А я посмотрел на те слова, которые меня интересуют: "Жизнь", "Смерть", "Вера", "Бог". Хочешь верь, хочешь нет, но их там не было! Заметь, что одно это означает, что ни жизнь, ни смерть, ни вера, ни ты - не болезни. Новость, скорее хорошая. Но ведь в достаточно серьезной книге должны же быть ответы на самые серьезные вопросы, а?"
Оскар находит ответы на эти вопросы. На все вопросы, которые у него возникают. Ему помогает Розовая Мама. Которая напишет после последнее письмо.
Наверное, Оскара можно сравнить с Маленьким принцем. Но нужно ли? Этот герой уникален. Хотя звучат в его устах все те же слова. Есть мудрость сердца. Помните? Самого главного глазами не увидишь. И этому учит Розовая Мама.
Понять, принять, простить. Верить. У каждого своя личная кома. Каждый может прожить всю жизнь за двенадцать кем-то отведенных дней.
"Время и деньги" №128-129 от 13.07.07
|