Светлана ГОРДЕЕВА
Жителям дома по улице Зорге управляющая компания Приволжского района обязалась сделать перерасчет по услугам водоснабжения и канализирования на общую сумму 2 млн 868 тысяч рублей за полугодовой период прошлого года.
За что же жильцам привалило такое счастье? Как это у нас чаще всего бывает, помогло несчастье - в течение указанного времени они платили за услуги водоснабжения и канализирования за себя и за жильцов еще двух домов. И только после обращения в отдел по предупреждению нарушений на потребительском рынке Госалкогольинспекции РТ и произведенной проверки удалось выяснить причину астрономических счетов за воду. Прибор учета, общий для трех домов, был неисправен, а счет, по версии УК, полгода выставлялся жильцам одного дома ошибочно. И правда, чтобы углядеть ошибку, шести месяцев, видимо, маловато.
К сожалению, чаще всего жильцы могут установить факт нарушения и возместить убытки только после обращения в госорганы - Госалкогольинспекцию РТ или отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора по РТ.
- В иных случаях жильцы, как правило, взаимопонимания с управляющей компанией не находят, - говорит начальник отдела правовой защиты потребительского рынка Госалкогольинспекции РТ Татьяна Хабибуллина. Кстати, в ТСЖ, по словам Татьяны Михайловны, такие случаи редки - там управление более прозрачное и мобильное.
Вот и приходится искать правду в указанных учреждениях. Жалуются казанцы на невыполнение заявок, отсутствие перерасчета за неоказанные или некачественно оказанные услуги. 80% претензий оказываются обоснованными. В одном только первом полугодии 2007 года на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, Роспотребнадзором по РТ было наложено штрафов на 90 тысяч рублей по всему Татарстану.
В результате проверок порой выясняются интересные факты. Например, в большинстве случаев в жилых домах, где на первых этажах размещаются различные коммерческие структуры: магазинчики, парикмахерские и т. п., при расчете платежа за тепло- и водоснабжение не вычитаются потребляемые ими объемы - за них платят жильцы, хотя не должны этого делать. Чтобы устранить проблему масштабно, а не развязывать этот узел заново в каждом отдельном случае, нужно произвести полную инвентаризацию жилого фонда Казани. Этот вопрос пока находится в стадии решения.
Кроме того, в домах, где установлены общедомовые приборы учета воды, не вычитается ее объем, израсходованный на хозяйственные нужды - опрессовку, гидропромывку, полив и т. д., хотя возмещение расхода коммунальных ресурсов при подготовке системы отопления к отопительному сезону и санитарной уборке подъездов и дворов лежит на подрядной организации, выполняющей эти работы.
Должны ли жильцы платить, если в результате аварийной ситуации возникает течь воды? В большинстве случаев жилищники ответят вам: "да". Специалисты по защите прав потребителей уверяют - "нет". Однако расчет утечек все равно производит либо жилищная инспекция, либо УК.
Если перерасчет по неоказанным или некачественно оказанным услугам и делается, то только жильцам той квартиры, откуда поступила заявка. А ведь уменьшение оплаты должно производиться всем жильцам, недополучившим данную услугу.
Ну и наконец, сами счета-фактуры. Их форма не соответствует п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому в ней должны быть указаны социальные нормы потребления коммунальных услуг; сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги, связанных со снижением их качества, уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пении); должна быть предоставлена возможность самостоятельного внесения жильцами показаний индивидуальных приборов учета и еще много другого интересного.
Первый заместитель председателя комитета благоустройства и ЖКХ Казани Игорь Харьковский советует фиксировать факты нарушений и избавляться от управляющей, а вернее, НЕуправляющей компании, которая со своими обязанностями не справляется по одной ей известным причинам. Таким же образом следует поступать с недобросовестными подрядными организациями: "Права их переизбрания еще никто не отменял".
Если возникает спорная ситуация в отношении качества оказания жилищно-коммунальной услуги либо со стороны жилищной организации нет вообще никакой реакции на ваши претензии, поступайте так: приглашайте представителя жилищной инспекции и представителя общественного объединения защиты прав потребителей.
"Казанские ведомости" №150 от 6.07.07
|