28.06.07Казань и Барселона - близнецы | Татьяна МАМАЕВА
И утверждения свои, с которыми главный архитектор Барселоны выступил на открытии выставки "Барселона в развитии", он аргументировал. Во-первых, считает господин Асебильо, в Казани так же, как в столице Каталонии, великолепно уживаются две культуры. Во-вторых, большую роль в городском ландшафте играют водные пространства. И в третьих, и Барселона, и Казань - города, где хорошо развита промышленность, но сейчас настало время говорить о постпромышленной эпохе для наших столиц.
А раз мы похожи, то сделанное в градостроительстве Барселоны отчасти можно калькировать и на Казань. Во всяком случае, то, что увидели вчера в Казанской ратуше приглашенные на открытие выставки, вполне реально воплотить и в нашем городе.
Символ выставки "Барселона в развитии" - велосипед. Хосе Асебильо объяснил это так: город не должен останавливаться. Это как на велосипеде - ездить можно с разной скоростью, но если не крутить педали, он упадет. В Барселоне "педали крутят", а посему город развивается и за относительно короткий срок стал комфортным для жителей и привлекательным для туристов.
Выставка "Барселона в развитии" знакомит с четырьмя крупными проектами реконструкции города, которые осуществлялись четверть века. Проекты разрабатывались командами, состоящими из специалистов разных профилей: инженеров-строителей, архитекторов и художников. Все эти люди не ограничивались локальными мерами облагораживания, а постарались сохранить универсальный характер новых площадей.
Жизнь в Барселоне перевернула Олимпиада, у нас такой же импульс дало 1000-летие Казани. Олимпийский проект "Барселона-92" стимулировал глобальное изменение города на основе трех принципов. Во-первых, была изменена инфраструктура, что обеспечило строительство 40 км кольцевых дорог и установку новой телекоммуникационной системы. Во-вторых, были предприняты меры по облагораживанию запущенных территорий окраин, что помогло изменить направление роста и развития города. В-третьих, благодаря проектам развития дорожной инфраструктуры была вымощена дорога на северо-восток, тогда как раньше город развивался в западном направлении. И, естественно, благодаря Олимпийской деревне, которую разместили рядом с морем, удалось облагородить побережье.
Успех олимпийского проекта окрылил архитекторов и городские власти. Он стимулировал строительство Каталонийского музея искусств, Концертного зала, Национального театра, Музея современного искусства, удалось реструктуризировать старый порт и ввести его в городское пространство. Барселона стала одним из самых популярных для туристов городов мира.
Сейчас, судя по знакомству с выставкой, барселонские архитекторы озабочены тем, чтобы рационально использовать общественное пространство, например, контролировать системы парковок. Есть тенденция развития метрополитена, его сеть должна удвоиться в течение ближайших пяти лет. В Казани также большие надежды связаны с расширением веток метро. Старые промышленные постройки в Барселоне будут использованы для непроизводственной экономики при соблюдение баланса между сохранением исторического наследия и инновационными архитектурными решениями новых проектов. Предполагается использовать и положительный опыт строительства домов-башен. Одной из главных архитектурных тем у зодчих Барселоны в ближайшее время становится строительство достаточного количества доступного жилья.
Каким же образом все это соотносится с Казанью и ее архитектурным будущим? Связь есть. Хосе Асебильо, например, в течение последних пяти месяцев занимался проектом реконструкции Старотатарской слободы. Кроме этого, он является консультантом нового проекта, который уже начала осуществлять "Bauer Group" по поручению муниципалитета. Это строительство нового жилого района с кластерной системой формирования "Новые Горки". Он протянется от Танкового кольца и военного училища до Клинико-диагностического центра и Среднего Кабана. В ближайшем будущем здесь будут жить 50 тыс. казанцев. Проект обещает возведение более миллиона квадратных метров жилья, получение горожанами 7000 рабочих мест. Инвестиции в инженерную и дорожную инфраструктуру составят более 100 миллионов евро. В результате город получит двенадцать кластеров, среди которых кластеры многоэтажной и малоэтажной застройки, гостинично-оздоровительные кластеры и кластеры индивидуальной застройки, появятся новые торговые и развлекательные комплексы, набережная и яхт-клуб.
Конечно, во всем подражать Барселоне вряд ли целесообразно. Но в чем господин Асебильо безусловно прав, так это в том, что нам также надо "крутить педали".
"Время и деньги" №117 от 28.06.07
|