15.06.07Гримасы ЕГЭ: для школы баллов много, а для вуза - мало | Ольга МАЧНЕВА
В настоящую горячую точку превращается каждое лето для татарстанских одиннадцатиклассников и их родителей 170-я казанская школа по адресу: Амирхана, 111. На базе этой школы располагается Республиканский центр мониторинга качества образования, где обрабатывают результаты ЕГЭ, здесь же принимают и рассматривают апелляции тех, кто недоволен своими результатами. При этом расположение столь важного объекта настолько неудобно, особенно для приезжих, что им приходится здорово помучиться, прежде чем отыскать заветный адрес.
"Неужели нельзя было организовать рассмотрение апелляций в какой-нибудь школе поближе к центру города?" - задаются резонным вопросом родители, приезжающие вместе с детьми на комиссию из районов республики. Но разве у нас принято думать о людях?..
Вчера через 170-ю школу прошел очередной поток страждущих выпускников - одни ждали рассмотрения апелляций по русскому, другие подавали апелляции по математике.
- Я набрала по русскому 59 баллов, а пятерка начинается с 66. В аттестат-то мне все равно поставят пятерку, но медаль в таком случае получу уже не золотую, а серебряную, - объяснила нам выпускница из Лениногорска Алина, почему она подала апелляцию.
Для того чтобы приехать в Казань к назначенному времени, Алине с мамой пришлось встать ни свет ни заря, заплатить по 257 рублей за билеты, протрястись пять с половиной часов в автобусе до Казани, потом их ждет обратная дорога ("Если не успеем на трехчасовой, домой попадем только ночью"), а через несколько дней - снова в Казань, на рассмотрение апелляции по математике, которую Алина тоже подала.
- У меня по русскому 79 баллов, и по школьной шкале это пятерка. Но для московского вуза, в который я собралась поступать, - это тройка! Четверка у них начинается с 80, а пятерка - с 98, - поделилась с нами своей проблемой медалистка из Набережных Челнов Настя. Задача Насти - "отвоевать" себе хотя бы один дополнительный балл.
Что и говорить, несоответствие школьной и вузовской систем перевода оценок ЕГЭ добавляет мороки выпускникам - ведь экзамен единый, почему же пятерки разные? Но вузы категорически не желают признавать шкалу минобрнауки и выстраивают свои шкалы в зависимости от конкурса: чем больше конкурс, тем больше нужно баллов для поступления.
Мама другого челнинского выпускника - Игоря пожаловалась нам, что ее сыну, который накануне экзаменов сломал правую руку, организаторы не сделали никаких скидок: "Хоть бы 10 минуточек добавили!". Предложенный организаторами вариант - сдать экзамены в следующем году - не устроил самого Игоря. Так что пришлось писать левой. Результат - 52 балла по русскому (четверка), а по математике - еще неизвестно.
Как рассказали челнинцы, результаты по математике остаются сейчас неизвестными только для части выпускников автограда - тех, кто сдавал экзамен в 46-й школе в аудитории № 202. В Челнах ходят слухи, что с этими результатами что-то не так и их могут не признать. Получить же официальную информацию по этому поводу, как утверждают родители, совершенно невозможно: "Звоним в Москву, там говорят: обращайтесь в местный департамент образования. Звоним в наше министерство, там никто ничего объяснить не может". Как справедливо отмечают родители, в период ЕГЭ-кампании Минобрнауки РТ могло бы открыть телефонную "горячую линию" для населения, как это сделали в других регионах. Ведь пора ЕГЭ - очень нервная для десятков тысяч татарстанцев, и отсутствие достоверной информации усиливает нервозность.
Но в республиканском минобразе, похоже, сознательно избрали тактику умолчания. Обжегшись на молоке (после того как министр Раис Шайхелисламов устроил публичный разбор мелких нарушений на ЕГЭ по русскому, Татарстан угодил в федеральные хроники как отъявленный ЕГЭ-нарушитель), в минобразе теперь дуют на воду и боятся сказать про ЕГЭ лишнее слово, мало ли чем оно обернется. Вот и результаты татарстанских выпускников по русскому и математике не спешат обнародовать.
В министерском отделе по организации ЕГЭ удалось вчера получить лишь скупую информацию, что единый экзамен по русскому языку выпускники сдали лучше, чем в прошлом году, и набрали средний балл - 3,6 (прошлогодний - 3,3). А апелляций по русскому нынче подали меньше, чем в 2006-м - порядка 150. Результаты по математике, как объяснили в отделе, пока находятся в обработке, а о результатах рассмотрения апелляций говорить нельзя до тех пор, пока их не утвердит Москва. В общем, засекретили материалы...
"Вечерняя Казань" №93-94 от 15.06.07 |