14.06.07Лидия Григорьева: "Я проповедую экстатическое любование прекрасным!" |
Встреча читателей с поэтессой и фотохудожницей Лидией Григорьевой по духу оказалась близка её стихам. Возвышенный тон, заданный главной героиней, делал вечер больше похожим на великосветский раут.
Встреча состоялась вчера в гипермаркете «Книжный двор», но оттенок величественности был придан ей заранее. Его густой аромат источал уже пресс-релиз, распространенный в СМИ: «Помимо поэтического вечера, «Фотопоэзия» как жанр необычного литературно-художественного представления включает в себя премьеры авторских фильмов Лидии Григорьевой «Эдем в объективе Евы» и «Весна в раю». Главные герои этого перфоманса – цветы из лондонского сада Лидии Григорьевой».
Гости, в основном известные в среде татарстанской интеллигенции люди, сходились медленно. Вот Лия Загидуллина, телеведущая, член Международной академии телевидения и радио, представляет свою внучку известному татарскому поэту Ренату Харису. Недалеко, возле витрин, разглядывая дорогие подарочные издания книг, вполголоса переговариваются Юрий Балашов, главный редактор журнала «Казань» и Булат Галеев, философ, руководитель НИИ экспериментальной эстетики «Прометей». Терпеливо ожидает начала Александр Славутский, главный режиссер театра им. Качалова. С букетом желтых тюльпанов прогуливается по «Книжному двору» другой главреж – из Камаловского театра, Фарид Бикчантаев. Пришедших, как радушный хозяин, встречает сам Равиль Бухараев, писатель, супруг главной героини вечера. Немного выбивается из общей массы знаменитостей группа студентов, приведённых на встречу преподавателем. Всё происходящее в целом напоминает какой-нибудь дворянский салон, списанный из романа Льва Толстого и перенесённый в современность.
Сама Лидия Григорьева удивляется: «Я так смущена: пришло столько известных деятелей культуры». Поэтесса отчасти лукавит: большинство приглашённых – её знакомые, близкие, друзья. Да и ведёт она себя свободно и раскованно. Она успевает и приветствовать гостей, и отвечать на вопросы репортёров. Один из фотографов целует ей руку – Лидия Николаевна не сопротивляется, и тут же, приобняв одну из журналисток, по-дружески беседует с ней: «Наталья, я помню Вас! Ведь это вы в своей статье три года назад придумали название моего нового жанра – «фотопоэзия». Кто-то пытается преподнести Лидии Григорьевой букет, но та, немного кокетливо улыбаясь, отказывается: «Ну, что вы?! Цветы нужно заслужить. Потом».
Нескончаемые беседы затягивают начало, усадить людей на зрительские места организаторам удаётся только с третьего раза. Сам вечер также мало похож на встречу с читателями или презентацию книги. Лидия Григорьева показывает фильмы (а точнее слайд-фильмы) и сопровождает их чтением своих поэтических произведений. В этом и есть суть жанра «фотопоэзии». Стихи по духу и стилю идеально вписываются в действо:
«Не влюблена и небезвинна, В алмазах чуткие персты, Камелия и Жозефина - Горячий глянец красоты. Заметит даже иностранец: Тут выставляют напоказ Камелии и лоск, и глянец, Креольский блеск лукавых глаз…»
На экране в это время сменяются один за другим фотоснимки цветов из сада поэтессы, сделанные ею самой. Умиротворяющим фоном звучит музыка Энио Мориконе. Её сменяют джазовые импровизации саксофониста Анатолия Вапирова.
Слайд-фильмы Лидия Григорьева стала создавать только в этом году, но большинство присутствовавших с этой стороной её творчества оказались ознакомлены. У многих мнение о них к моменту встречи уже сложилось. Как ни странно, суждения при общей высокой оценке оказались различны. На фоне восхищённых высказываниях фотографов о фотоработах героини вечера, неожиданно прозвучала критика со стороны Булата Галеева: «Сам материал, с которым Лидия Григорьева работает, достаточно интересен, красив, но, мне кажется, что она снисходительно относится к понятию «слайд-фильм». Там тоже есть свои законы. Пока это повествовательная вещь, пересказ природы, а должна быть визуальная метафора, как есть метафора в поэзии. Можно пожелать ей успеха в этом деле, не останавливаться на эксплуатации красоты, а двигаться дальше».
Большинство же гостей интересовал не столько новый жанр, сколько возможность встретиться с не часто гостящей в Казани старой знакомой. Рената Хариса связывают с Григорьевой не только дружеские, но и творческие отношения: «Лидия перевела многие мои произведения. Этими переводами я доволен. Лидия Григорьева – поэт, который может не только тонко передать свои чувства, но и понять и передать чувства другого поэта». Детский писатель Борис Вайнер, улыбающийся и только что по-дружески обнимавший приятельницу, готов поддержать любые её творческие начинания: «С Лидой мы знакомы со студенческих лет. Я рад, что она продолжает писать и открывает новые грани своего таланта».
Помимо фильмов, на встрече состоялась презентация «фото-книг» - наборов красочных открыток со снимками Лидии Григорьевой. Специально для этого из Самары был приглашён Геннадий Карев, директор по внешним связям Издательского дома «Агни», где были подготовлены эти издания.
Впрочем, гости были прекрасно осведомлены и об особенностях творчества Лидии Григорьевой, и о её дальнейших планах. Поэтому видимо и вопросов к ней было не много. Вопрос о том, где были сделаны её фотографии и есть ли работы посвящённые России, прозвучал вообще как-то неуместно, но всё же фотохудожница, подписывая на память книги, ответила на него. Фотографирует она в основном в Лондоне, в своём маленьком саду на четырёх сотках, две из которых засажены цветами, а две отданы во владение её коту. Есть серия работ «Русское поле», сделанная в России в саду её подруги. «Всё это цветы, - говорит Лидия Николаевна. – Портреты у меня не получаются, а я не люблю делать того, что не умею». |