07.06.07Местные товаропроизводители хотят развернуться | Нина АГАЕВА
Вчера на Казанском мясокомбинате состоялось расширенное совещание, посвященное вопросам поддержки местных товаропроизводителей, с участием руководителей предприятий, крупных торговых сетей, городских властей и республиканских контролирующих органов. Собравшиеся отметили недостаточную представленность татарстанских продуктов в магазинах и выработали рекомендации, которые могли бы изменить сложившуюся ситуацию.
Как отметил на совещании председатель комитета потребительского рынка и услуг исполкома Казани Джалиль Сулейманов, на пороге вступления страны в ВТО особенно важно, чтобы торговля “повернулась лицом” к местному товаропроизводителю. Однако, констатировал Джалиль Сулейманов, пока говорить о достаточной представленности местных товаров на полках крупных торговых сетей не приходится.
По словам первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Минсагира Нуртдинова, для Татарстана проблема продвижения собственной сельскохозяйственной продукции особенно важна. Обладая 2,5% российских сельхозугодий, татарстанский агропром производит 5% продукции отечественной отрасли.
Напомним, положение дел на потребительском рынке является постоянным предметом обсуждения на республиканском уровне. Как отметил в своем ежегодном послании Госсовету РТ Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, пришедшие в республику федеральные торговые сети не хотят торговать продукцией местных производителей. Он потребовал, чтобы правительство активнее занималось этим вопросом.
Изначально предполагалось, что проблема будет решена с помощью соглашений, которые заключались правительством Татарстана с ритейлерами при их вхождении на республиканский рынок. В них устанавливались обязательные доли местных товаров в федеральных сетях. Однако оказалось, что соглашения не смогли защитить местного производителя от “входных бонусов” и других барьеров, которые устанавливали торговые сети.
Как заявил на заседании Общественной палаты РТ в марте этого года заместитель министра экономики и промышленности РТ Владимир Соловьев, в целом по Татарстану удалось насытить рынок продовольствия собственными товарами на 67%. Удельный вес товаров республиканских производителей из “потребительской корзины” в ассортименте торговых сетей значительно разнится, так что однозначную тенденцию выявить достаточно сложно. Так, по данным комитета потребительского рынка и услуг исполкома Казани, на конец мая в торговой сети “Перекресток” хлеб и хлебобулочные изделия местного производства составляли 54,3%, в “Рамсторе” - 77%, в “Пятерочке” - 100%. По колбасным изделиям - 48,2%, 34% и 23,8% соответственно, по молоку и молочной продукции - 39,5%, 18% и 66,7%, по майонезу - 9,7%, 50% и 96,9%, по мясу птицы - 60%, 100% и 95,8%, по алкогольной продукции (кроме водки) - 5,6%, 9% и 11,5%.
Участвовавшие во вчерашнем совещании руководители местных предприятий жаловались на барьеры при продвижении своей продукции в крупных торговых сетях. Заместитель гендиректора по маркетингу ОАО “Казанский масложировой комбинат” Татьяна Рыбакова сослалась на опыт других регионов, где местная продукция занимает 75-80% рынка. “Там производителей местные власти поддерживают, но у нас в Казани у всех равные условия”, - посетовала она. По ее словам, все, чего добилось предприятие, “стоило нам больших денег”, и “это не поддержка”. По мнению директора ОАО “Мясокомбинат” Рената Гайзатуллина, “наши покупатели не имеют доступа к нашей продукции”. В подтверждение своих слов он зачитал длинный список торговых точек города, где либо отказываются от продукции предприятия, либо берут ее не слишком охотно. “Наша доля снижается постоянно”, - констатировал Ренат Гайзатуллин. В то же время, директор казанского мясокомбината не претендует на прямую поддержку государства. “Я не считаю, что бюджет нам должен что-то давать”, - заметил он. Однако “руководство республики имеет право принимать любые решения, которые защищают наш народ”, - уверен Ренат Гайзатуллин. По его мнению, торговые сети проводят порочную политику стимулирования товаропроизводителей к использованию консервантов с целью продления сроков хранения продукции. Директор предприятия также высказал свои сомнения по поводу качества сырья, используемого в завозных продуктах. |