05.06.07Недетские проблемы детских садов | Наталья СУХОРУКОВА
Детский сад - специфический «бизнес», где многое зависит не только от финансов, но прежде всего от отношения к делу, от хозяйской руки заведующей. А также от места расположения дошкольного учреждения - в этом отношении меньше всего повезло тем, кто живет в центре нашего города.
Российские дошкольные образовательные учреждения в рекламе, да и антирекламе, не нуждаются. Ибо дефицит детских садов в принципе (не говоря уже о качестве педагогических услуг и кадров в том или ином садике) наряду с усердно стимулируемой рождаемостью привел к их тотальной заполняемости. Одной из последних тенденций является увеличение количества детей в группах 2,5 - 3 лет, т. е. самого нежного адаптационного возраста. А родители, чтобы к этому времени успеть получить путевку, встают в очередь в роно чуть ли не сразу после рождения малыша.
О проблеме нехватки детских садов много говорят и в Государственной Думе РФ, и на сессиях Госсовета Татарстана. Однако садиков по-прежнему не хватает. Особо остра проблема детских садов в историческом центре Казани, где при высокой плотности населения детсадиков с каждым годом становится все меньше и меньше.
Как отмечают сами заведующие, новые детские сады в центре города практически не строятся, а имеющиеся дошкольные учреждения продолжают закрываться из-за несоответствия санитарным нормам, острого кадрового вопроса, слабой материально-технической базы. На практике это может означать, что в переполненной группе районного детсада вашему ребенку будет негде спать в тихий час. Не говоря уже о таких «излишествах», как бассейн, занятия спортом, танцами... В тех стареньких учреждениях, что закрылись, чистота соблюдалась, но почему-то изначально не была предусмотрена площадка для прогулок - по санитарным нормам это повод для прекращения деятельности. По словам заведующей одним из детских садов Вахитовского района, ни в одном плотно посещаемом детсаде в центре нет пожарной сигнализации! Здания, построенные в большинстве своем более 40 лет назад, нуждаются в капитальном ремонте - протекает крыша, кругом сквозняки.
Кадровый вопрос в дошкольных учреждениях - наиболее болезненный, поскольку при той зарплате, что получает хороший воспитатель в среднестатистическом казанском дошкольном образовательном учреждении, люди работают почти на голом энтузиазме в силу призвания и огромной любви к детям. И если в спальных районах вопрос худо-бедно решается, поскольку там изначально больше возможностей для оказания коммерческих услуг в относительно новых зданиях детских садов, то в центре города зарплаты воспитателя хватает лишь на оплату коммунальных расходов.
Самое интересное, и это подтвердит любой родитель, что детские сады - удовольствие недешевое. Поскольку дотации из бюджета просто крошечные, родителям на добровольной основе предлагается оплачивать дополнительные коммерческие услуги в части комфортного пребывания и развития ребенка в период посещения садика. В большинстве своем мы охотно идем на посильную оплату, поскольку дети - наше самое дорогое. Однако нередко плата за обычный садик всего в 1,5 раза меньше, чем за садик элитный, а условия для детей и сотрудников - что называется, почувствуйте разницу. Родители, которым сложно возить свое чадо из центра в спальный район (а именно там расположены основные «высококачественные» садики города), готовы платить обычному учреждению по ставке элитного, лишь бы ребенок получал там все необходимое. Однако даже в этом случае заведующие не могут прыгнуть выше головы.
Замечательно, если сразу виден результат - хороший ремонт, ухоженная территория, отличные обеды, квалифицированные и любящие детей специалисты: как воспитатели, так и другие педагоги. А главное - довольный и с интересом стремящийся в детский сад наш чудо-ребенок, самый любимый, самый красивый и самый талантливый. Как правило, такие учреждения становятся центрами детского развития с собственной программой, позволяющей детям полностью раскрыться умственно и физически: иностранные языки с созданием языковой среды, спорт, хореография, ИЗО, психолог, основы этикета, прочее - в зависимости от желания и платежеспособности родителей. Однако мамы и папы здесь знают, за что платят, тем более что посещение различных кружков и детских центров вне садика означает значительно большие затраты времени и средств. Педагог с более чем 20-летним стажем, заведующая казанским детским садом №106 Миляуша Исхакова считает, что успех педагогической работы заключен в создании атмосферы взаимопомощи и радости, в коллективе квалифицированных специалистов, в хозяйском отношении к делу.
Заведующие обычными детскими садиками тоже стараются в меру своих сил и средств. Многие отмечают позитивные шаги со стороны управления образования: где-то в ближайшие 2 года наконец-то будет сделан капремонт (впервые за 40 лет!), а куда-то впервые за 20 лет привезли новую детскую мебель. Некоторые дошкольные учреждения уже сейчас переводят на так называемое автономное управление - садик остается государственным, продолжает получать дотации, однако у заведующих появляется больше возможностей управлять своим таким непростым предприятием.
В жаркие дни минувшей недели атмосфера была напоена ароматом цветов и праздника - в школах прозвенел последний звонок, а в детских садиках нарядные будущие первоклашки кружились в танце на своем первом в жизни выпускном. Дети - наше главное богатство и наше будущее, и мы должны сделать все, чтобы их глаза никогда не переставали сиять. А для этого надо, чтобы родители, в свою очередь, были спокойны за свое чадо, оставляя его в детском саду.
"Казанские ведомости" №124 от 5 июня 2007 |