30.05.07Закрой глаза и дуй | Алина КАДЫРИНА
Кто такой Валерий Пономарев, настоящим джазменам (а ненастоящих джазменов не бывает) объяснять не надо. Достаточно сказать, что этот трубач из ансамбля Арта Блейки - прямой потомок Клиффорда Брауна, а сегодня его место в составе “Jazz Messengers” занимает Уинтон Марсалис.
В Казани Пономарев играл первый раз. Его, вместе с саксофонистом Дэном Брейденом и вокалисткой Шейрине Вейд, пригласил новый проект “Art of Jazz”, призванный оживить вялотекущую джазовую жизнь нашего города. Пока это получается плохо: приезд звезды уровня Пономарева резонанса не имел. На пресс-конференции, состоявшейся в “Книжном дворе”, помимо двух камер была замечена дюжина джазменов. И все. Так что приди Пономарев с трубой - конференция превратилась бы в мастер-класс. Место для общения с прессой было выбрано не случайно: легендарный трубач привез с собой несколько экземпляров своей книги “На обратной стороне звука”. Книга эта - не столько автобиография, сколько рассказ о человеке, который с юных лет был для него недосягаемым божеством, а однажды в Америке материализовался и взял русского эмигранта в свой сонм. Звали его Арт Блейки, а ансамбль, в котором не во сне, а наяву играл Пономарев, назывался “Jazz Messengers”.
“На обратной стороне звука” - о джазе по ту и эту сторону железного занавеса.
- Если бы я собирал по центу каждый раз, когда отвечал на вопросы: “Как ты попал в оркестр Арта Блейки?”, “Как ты убежал из Советского Союза?”, “Как ты в Москве научился так играть джаз?”, я бы сейчас был миллиардером, - заметил Пономарев.
Книга читается так же, как написана: на одном дыхании. Это проза музыканта: страстная, драматичная, с маниакальной соразмерностью частей. О том, как советские музыканты разучивали стандарты по “Часу джаза” на “Голосе Америки”, о первых джемах с заезжими звездами в кафе “Молодежное” под всевидящим оком Большого Брата.
А потом была Америка. Джемы в штаб-квартире джаза - в Нью-Йорке. Оркестр черного ударника Арта Блейки, играть в котором мечтал любой американский джазмен: из биг-бендов уходили экипированными на всю жизнь.
Как Пономарев играет соло, услышали все собравшиеся в “Пирамиде” вечером 27-го. Русский трубач и его американские коллеги играли традиционный по современным меркам джаз и в то же время непривычный: по напору, свободе, резкости. В первой части совершенно роскошно звучали соло Пономарева и Брэйдена - трубач и саксофонист понимают друг друга с полуслова, а аккомпанировала им лучшая в российском джазе московская ритм-секция (Алексей Подымкин - фоно, Макар Новиков - контрабас, Давид Ткебучава - ударные). Свободно и ярко пела вокалистка Шейрине Вейд.
Во второй части две вещи вместе с приезжими звездами сыграл “Синтез-бенд” Анатолия Василевского. Синтез (простите за каламбур) неожиданный, но мощный, драйвовый биг-бенд играл так ярко и весело, что невозможно было подумать, что этот джем - последний в истории “Синтез-бенда”. Между тем это так: на днях по внемузыкальным причинам оркестр прекратил существование. Что ж, хорошая кода.
"Время и деньги" №98 от 30.05.07 |