18.05.07Полина ДАШКОВА: “Самый мощный детектив - история пореволюционной России” |
- Есть писатели, которые стали для вас планкой, образцом?
- “Образцовых” авторов нет. Есть любимые, те, кого считаю своим тылом. Когда мне плохо, помогает Пушкин. Бунин. Чехов... Так я могу пройтись по всей русской литературе. Легче сказать, кого я не перечитываю.
- Кого?
- Раньше я всех уверяла, что не стану перечитывать Горького, а сейчас как раз перечитываю, потому что во второй части моего последнего романа “Источник счастья” действуют люди, психология которых отчасти отражена в творчестве Горького. Он - выразитель того мышления, которое угробило Россию. Сказать, что Горький - человек лживый, нельзя. Бездарный? Нет! Но так случилось, что его жизнь, его компромиссы с самим собой стали намного интереснее того, что он написал. Горький не мог не знать, кто такие большевики, кто такой Ленин, и тем не менее пытался найти логику в происходящем. Когда он просил Ленина о ком-то, никогда не апеллировал к таким понятиям, как сострадание и гуманизм. Потому что понимал: для большевиков этих вещей не существует, поэтому пытался убедить в том, что сохранить того или иного человека полезно. За всем этим сразу встают личности, эпоха...
- В “Источнике счастья” действие происходит в 1916 - 1918 годах. Вам хотелось бы оказаться в этом времени?
- Можно сказать, что я там живу. В 1916 - 1918-м еще ничего, а дальше действие будет развиваться с 18-го по 40-й, и я каждое утро благодарю Бога, что родилась значительно позже. Это время я знала по рассказам прабабушек и всегда чувствовала, что рано или поздно приду к тому, чтобы попытаться переосмыслить случившуюся трагедию. По сути, историю России тех лет можно назвать гибелью Помпеи. Гибелью цивилизации. Если посмотреть на это время со стороны, то все происходящее кажется необъяснимым, и я не успокоюсь, пока не найду приемлемое для меня объяснение. Но я писатель, и мне привычнее находить объяснение с помощью логики сюжета, действий персонажей.
- Вы сразу выходите из атмосферы законченного романа?
- Нет, мне трудно возвращаться в обычную жизнь. Трудно расставаться с героями, хотя сквозных у меня нет. Работая над “Источником счастья”, я поняла, что не могу остановиться, и написала “продолжение следует”, о чем сейчас очень жалею. Многим кажется, что я напишу продолжение за неделю-две, и ко мне постоянно пристают: “Когда? Когда?”
- И когда?
- Думаю, что в ноябре - декабре, не раньше. В описываемом периоде слишком много тайн. Не разгадав их, не могу двигаться дальше. Например, было ли покушение на Ленина? То, что стреляла не слепая, сумасшедшая Каплан, - очевидно. Но были пули или нет? Это важно, поскольку моему герою, врачу Свешникову, придется консультировать вождя, и от того, в каком состоянии находился Ленин, зависит дальнейший сюжет романа. Мне кажется, такого количества тайн, как в российской истории, больше нет нигде. Документы фальсифицировались так, что установить истину невозможно. О Ленине написано очень много, но 90% из этого - мифы: например, есть три-четыре варианта показаний шофера Ленина Гиля. Более мощного, завораживающего, действующего как наркотик детектива, чем история России этого периода, нет. Но чем больше я погружаюсь в архивные разыскания, тем больше понимаю, что знаю очень мало: есть еще эти свидетели, еще этот человек мог видеть, а если видел - почему не написал, а если написал - почему так? Я должна знать, сидели в Ленине пули или нет.
- Вы имеете право на вымысел.
- Да. Но сидели пули в Ленине или нет, я должна знать точно.
"Время и деньги" №90-91 от 18.05.07 |