15.05.07Кластеры открыли личико | Ольга МАЧНЕВА
Набор в учреждения начального профессионального образования в Татарстане под угрозой срыва. Сейчас, когда профучилища и лицеи начали принимать документы у старшеклассников, желающих получить рабочую профессию, оказалось, что оплачивать подготовку рабочих кадров для республики не собирается никто... Новообразования под непонятным названием "кластеры", что называется, открыли личико...
Как и во многих других делах, в деле создания образовательных кластеров Татарстан пошел впереди всей России. В течение года местные чиновники уверяли общественность с высоких трибун, что "кластер" - хоть и звучит непонятно, на самом деле здорово и что с помощью кластеров (этаких монстров, объединяющих по отраслевому признаку учреждения образования и предприятия) мы решим сразу множество проблем и в первую очередь устраним дефицит рабочих кадров. Ведь сейчас, как известно, рынок труда совершенно не согласован с рынком образовательных услуг, все учатся на юристов, хотя на самом деле юристы на рынке труда не нужны, а нужны токари.
Каким образом чиновники собрались перенаправить молодежь из юристов в токари, осталось за кадром (видимо, потому, что отцы кластерной идеи сами не знают, как это сделать). Зато изобретатели кластеров рьяно взялись за "упорядочение" деятельности учреждений профобразования. Для того, чтобы училища не готовили абы кого и абы сколько, им велели осуществлять набор строго по заказу предприятий, которые сначала поучаствуют финансово в подготовке рабочих, а потом возьмут их к себе на работу.
Соль кластерной идеи заключается в том, что кого предприятия закажут, за того государство и заплатит на паритетных началах, а уж если кого не закажут, то и государство оплачивать подготовку "ненужных" рабочих кадров не станет... При этом забавно, что одержимые кластерами чиновники вступили в непримиримое противоречие с самими собой - ведь от переизбытка рабочих рук наше государство явно не страдает, а вовсе наоборот. Так зачем же "упорядочивать" слесарей и токарей, если их надо всеми способами плодить и размножать?
Надо сказать, что ни директора профучилищ, ни предприятий-заказчиков с самого начала не были в восторге от идеи создания кластеров. Педагоги расценили ее исключительно как желание властей сбросить с себя груз "лишних" забот. Представители бизнес-сообщества, которым предстояло принять "лишний" груз, стали оказывать сопротивление - "у нас нет таких средств". Но после долгих переговоров с участниками процесса на высшем уровне и убеждений во взаимной выгоде в Татарстане нынешней весной таки были подписаны соглашения о создании 14 отраслевых образовательных кластеров. И вот процесс работы по-новому, по-кластерному, пошел...
Сейчас, в начале приема-2007, все директора казанских профучилищ пытаются заполнить в договорах на подготовку кадров пункт "софинансирование" - тот самый, по которому предприятие-заказчик берется на паритетных началах с государством оплачивать подготовку будущих кадров. Но не нашлось пока что в Казани предприятия, которое бы подписалось под "софинансированием". А и как ему найтись, если на очередном совещании отцы кластерной идеи объяснили представителям бизнес-сообщества, что они должны оплачивать подготовку заказанных кадров полностью, то есть на 100 процентов!
"А как же государство? Ведь на паритетных началах - это значит в равных долях - 50 на 50?" - удивились представители предприятий. "Ничего подобного, на паритетных началах - это значит 100 на 100, а всего 200", - объяснили государственные мужи. Неудивительно, что после такой арифметики руководители предприятий совсем охладели к кластерной идее: такой кластер нам не нужен! И директора училищ бизнесменов, кстати, понимают: им гораздо выгоднее купить выпускника на выходе, чем платить несколько лет за "кота в мешке". Вдруг заказанный учащийся будет плохо учиться или вообще бросит училище? А ведь подготовка того же токаря стоит примерно 40 тысяч в год...
Впрочем, для того, чтобы дисциплинировать учащихся, в кластере тоже предусмотрены определенные меры. Каждый "заказанный" должен подписать трехсторонний договор с училищем и потенциальным работодателем, оплатившим его учебу, в котором он обязуется после выпуска пойти работать к своему заказчику. Вот только этот договор противоречит российскому законодательству, согласно которому государство гарантирует бесплатную подготовку по рабочим профессиям. Ну а если государство гарантирует такую подготовку, спрашивается, почему учащиеся должны подписывать кабальные договоры с потенциальными работодателями уже при приеме в училище? Захотят - имеют право пойти работать в другое место, где больше платят... И этот момент тоже, видимо, напрягает руководителей предприятий.
Ну а директора училищ, которым никак не удается заручиться подписями "софинансистов", сейчас просто в ужасе. Ведь если бизнесмены не дадут согласие на 100-процентную оплату, то и государство откажется от своих 100 процентов. И что тогда? Либо объявить поступающим и их родителям, что им придется платить за учебу самим, либо закрыть специальность или училище целиком. Второй вариант педагоги НПО считают более реальным, особенно если учесть, что профучилища в Татарстане переводят сейчас в статус автономных учреждений. Ведь автономия подразумевает самостоятельность: не выжил - сам виноват!
"Вечерняя Казань" №74 от 15.05.07 |