24.04.07На старом "Як-42" до Москвы не долетишь | Валентина ПАХОМОВА
Разбор полетов состоялся на прошлой неделе в Международном аэропорту "Казань". Татарстанское Управление Госавианадзора Минтранса РФ, обеспокоенное вопросами безопасности пассажиров, решило разобраться вместе с пилотами и наземными техническими службами в причинах участившихся в последнее время инцидентов на авиарейсах.
За последние шесть месяцев с самолетами авиакомпании "Татарстан" произошло восемь нештатных случаев из-за проблем с техническим обслуживанием: вынужденные посадки, многочасовые задержки рейсов. Осенью прошлого года из самарского аэропорта "Курумоч" не смог вылететь в Хургаду принадлежащий татарстанской авиакомпании "Ту-154" с пассажирами на борту. При взлете загорелась сигнальная лампа - "наличие в масле двигателя металлической стружки", и экипаж вынужден был прервать полет. Напуганные пассажиры всю ночь ждали нового рейса в Египет.
В начале этого года несколько ЧП случилось в казанском аэропорту. Так, у лайнера, вылетающего в Москву, не убиралось шасси, и вторая попытка пилотов подняться в воздух не увенчалась успехом. А недавно произошел очередной инцидент - "Як-42", взявший курс на Москву, развернулся на полпути и совершил вынужденную посадку в Казани. Во время полета началась вибрация левого крыла и тряска штурвала. Чтобы "Як-42", в салоне которого находилось более 70 пассажиров, не взорвался в воздухе или при приземлении, пилотам пришлось сжигать топливо.
Причин ЧП много. Одна из них - изношенность воздушных судов, составляющая сейчас около 80 процентов, а самыми изношенными оказались самолеты "Як-42", находящиеся в эксплуатации авиакомпании "Татарстан" более 25 лет. О какой надежности можно говорить, если лайнеры фактически отслужили свой срок. Например, случай с "Як-42", у которого во время полета началась вибрация, - первый в истории российской авиации. Поскольку подобной тряски крыла и штурвала у лайнеров этой марки еще никогда не было, эксперты считают, что это могло произойти из-за старения металла.
- Если бы не мастерство казанских пилотов, то катастроф при некоторых нештатных ситуациях избежать не удалось бы, - считает руководитель татарстанского Управления Госавианадзора Минтранса РФ Шавкат Умаров. - Однако пилоты тоже не вечные, им нужно готовить молодую смену. А готовить, по сути дела, некому: инструкторы старые, да и обучать летчиков им не на чем.
Проблема подготовки кадров для воздушных судов обострилась после ликвидации с распадом СССР Министерства гражданской авиации. Сейчас авиаперевозками пассажиров кто только не занимается - Федеральное агентство воздушного транспорта, различные департаменты, но все службы работают вразнобой. Если бы Европейская комиссия не внесла в "черный список" авиакомпанию "Татарстан" и еще восемь российских авиаперевозчиков, то наши самолеты так бы и летали в страны Евросоюза без систем предупреждения наземных препятствий.
Другая причина - слабое техническое оснащение аэропортов. Из федерального бюджета, а также местной казны очень мало выделяется средств инженерно-навигационным службам. Из-за отсутствия современной техники дело доходит до абсурда: в одном аэропорту на казанский самолет наехала машина, пассажирам пришлось не один час ждать, пока разберутся, кто в этом виноват...
- Но и вину специалистов инженерно-эксплуатационной службы авиакомпании "Татарстан" и самого директора тоже исключать нельзя. Ведь можно формально подходить к подготовке самолетов, а можно профессионально, - говорит Шавкат Умаров. - В гражданской авиации работать спустя рукава нельзя. Уж лучше отменить рейс, чем отправлять в дальний путь неисправный самолет с людьми.
На совещании пришли к выводу, что некоторые ЧП все же можно было предотвратить.
"Вечерняя Казань" №62 от 24.04.07
|