18.04.07Поэтом можешь ты не быть, но гражданином... | Ольга МАЧНЕВА
Любить и уважать демократию, а также себя и своих соседей по лестничной клетке, быть правдивым, справедливым, толерантным, политически грамотным и вместо того, чтобы смотреть глупые сериалы, активно участвовать в общественной жизни... - всему этому намерено научить в ближайшие три года жителей Татарстана (от мала до велика) республиканское минобрнауки.
Проект республиканской программы "Гражданское образование населения РТ на 2007 - 2010 годы" презентовали вчера на открывшейся в Казани Международной конференции по гражданскому образованию, проходящей под эгидой ЮНЕСКО (под чьей же еще эгидой рассуждать о правах человека?). Надо сказать, что Татарстан - не первый российский регион, где власти пытаются повысить гражданское самосознание населения. Аналогичные программы приняты примерно в половине регионов России, и татарстанская мало чем от них отличается. Она так же провозглашает права и свободы человека основой всех основ, так же ставит целью поднять гражданско-правовую и морально-нравственную культуру общества, воспитать в людях патриотизм, толерантность и веру в торжество закона... Наконец, она так же предусматривает целевое бюджетное финансирование. Насколько большим будет это финансирование, пока неизвестно, но, судя по тому, что над перечнем мероприятий программы указано "в миллионах рублей", а мероприятий в перечне примерно полсотни, то, наверное, немалым...
Однако, ознакомившись со списком программных мероприятий и проектом программы гражданского образования в целом, не понятно, а чему же, собственно, будут учить конкретно население РТ в течение трех лет? Ну создадут в Казани Центр гражданского образования (наверняка с филиалами во всех районах), ну подготовят сборник нормативных актов по гражданскому образованию, ну введут новую форму отчетности для директоров школ... И что?
В том, что местные инициаторы массового гражданского образования не вполне представляют себе, с чем едят это самое образование, я лишний раз убедилась, прочитав программу конференции, которая "под эгидой ЮНЕСКО" и на которую позвали американцев, немцев и собрали всю местную педагогическую общественность. Как выяснилось, наши педагоги выступят на конференции с докладами "Формирование индивидуальности будущего учителя права средствами физкультуры и спорта", "Воспитание патриотизма и гражданской ответственности на уроках технологии". Или вот еще - "Решение проблемы одаренных детей как способ трансформации гражданского мира" (выходит, не только в дураках и дорогах наша проблема, но еще и в одаренных детях?). Ну а студенты - участники международной конференции порадуют выступлениями на тему "Место молодежи в становлении личности" (это как, а?).
Впрочем, с подобной проблемой: а гражданское образование - это вообще что? - столкнулись во всех российских регионах, где попытались его ввести для школьников и студентов по примеру европейских стран. Поскольку универсального определения содержания гражданского образования не существует, где-то его свели к изучению российской Конституции, где-то - к истории прав человека, а где-то и вовсе к изучению прав потребителей, поскольку именно это человеческое право - потреблять - сейчас больше всего на слуху (в казанских школах, кстати, тоже вовсю практикуется изучение потребительских прав). Однако гражданин - это же не только потребитель.
Как свидетельствуют ученые и правозащитники из Самары, где школы уже вовсю занимаются гражданским образованием детей, содержание данного учебного курса на поверку оказалось полностью формальным. Учителя истории и обществознания, на которых свалилась лишняя забота, неохотно бубнят детям про Конституцию и Всеобщую декларацию прав человека, а потом эти же учителя первыми и нарушают права ребенка. В результате дети неохотно посещают школьные уроки (либо факультативы) по гражданскому образованию, в то время как настоящие уроки им преподносит жизнь.
Вот и казанским школьникам жизнь преподносит неформальные уроки гражданского становления и учит с детства не верить никому... Ученики 4-й школы в этом учебном году написали в "ВК" уже не одно письмо о том, как плохо им живется после того, как их школу закрыли и переселили в другую - "теперь мы учимся во вторую смену, у нас нет прекрасно оборудованных кабинетов физики, химии, биологии, поэтому учителя вынуждены объяснять нам предметы буквально на пальцах, а в компьютерный класс нас просто не пускают..." Но главное, что возмущает детей, - это обман чиновников, которые закрыли 4-ю школу якобы на ремонт. "В августе 2006-го нам обещали, что мы вернемся в нашу школу через три месяца, потом заговорили о том, что ремонт продлится до Нового года. В конце концов мы чуть ли не последними узнали, что в здание нашей школы мы не вернемся никогда и там будет кадетская школа. Но чем кадеты лучше нас? Они из обездоленных семей? Но ведь и в нашей школе большинство из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, нам нет места в элитных гимназиях и лицеях... Теперь нам обещают сохранить нашу школу хотя бы так - в чужом здании, но с нашими учителями и под нашим номером. Но нас столько раз обманывали, что мы уже не знаем, во что нам верить и на что надеяться..."
"Вечерняя Казань" №59 от 17.04.07 |