18.04.07Ноги в танце - не главное | Айсылу КАДЫРОВА
Несмотря на неплохую рекламу, первый показ четырех программ избранных фильмов из коллекции международного фестиваля "Кинотанец" в кинотеатре "Мир" аншлагов не собрал. Зато среди зрителей не было ни одного, кто бы пожалел о потраченном времени. "Счастливчиками и эгоистами" назвал их Лев Шульман - основатель легендарного екатеринбургского театра "Провинциальные танцы" и креативный продюсер проекта "Кинотанец-тур".
Казань сейчас четвертый город в России (после Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга), где наконец-то увидели фильмы, снятые в жанре кинотанца. Дать четкое определение кинотанцу не так-то просто, ведь кинотанец принимает сотни модификаций. Танц-спектакли на пленке. Странные танцы в нестандартных музыкальных клипах. Оригинальные постановки режиссеров и хореографов, в которых синтезированы танец, кино, музыка и видео-арт. Движения на кинопленке во времени и пространстве. Документальное кино о танце, хореографах и танцовщиках... Фильмы фестиваля "Кинотанец" в России практически невозможно приобрести на DVD: они транслируются исключительно на фестивалях, где снятие копий запрещено. Казанцы увидели 14 танцевальных фильмов, но я упомяну только самые необычные.
Тридцатиминутный фильм "Дом свободы" режиссера Сашо Подгоршека и хореографа Иштока Ковача рассказывает об обитателях огромного - то ли разрушенного, то ли недостроенного - железобетонного здания, затерявшегося среди скал. Это бредущие по подвалу музыканты оркестра в черных фраках, поющие хором в одном из отсеков "помещения" разрумяненные толстушки в розовых кофточках, танцующие на импровизированной сцене девочки в белых пачках... Запоминаются две разминающиеся балерины, использующие в качестве балетного станка... открытый рот стоящего рядом мужчины: они держатся за его нижние зубы, как за балетную "палку". Но главными героями фильма следует считать группу молодых исполнителей современного танца, которые репетируют сложную прыжковую композицию на лужайке перед этим странным домом. В финале картины они, одетые в поясные лонжи, будут танцевать ее на скальной вертикали. Белая скала сливается с облаками, и если бы не мощные страховочные веревки, иллюзия, что люди танцуют в воздухе, была бы полнейшей.
Черно-белый фильм "Роза" режиссера Питера Гринуэя и хореографа Анны-Терезы де Кеерсмакер можно назвать шедевром красоты и недосказанности: в течение пятнадцати минут танцует в пустом зале шикарного замка под нервную музыку Бартока босоногая японка в черном коротком платье. У нее тревожный взгляд, изумительные "поющие" руки. Фильм-магнит, который хочется смотреть еще и еще. Подобное желание вызывает и анимационный фильм Эрики Рассел "Треугольник": невидимая рука мастерски рисует на экране танцующих людей, их жизнь в танце. Чарующий своей фантазией и красотой "Треугольник" невольно напоминает, что искусство балета сродни каллиграфии.
Уникальная передача звуков продемонстрирована в "Черной весне" Бенуа Дерво. Зрители слышат, как хрустят косточки разминающегося африканского танцовщика, как булькает живот у совершающей странные па темнокожей танцовщицы и как гулко стучат ее пятки, со всей дури долбящие траву. А обладатель приза Пьера Кардена - пятидесятиминутная картина Дэвида Хинтона "Странная рыба", посвященная "природе наших вечных поисков кого-то, кого мы могли бы любить", удивляет не столько отчаянным психологизмом, сколько постановочными идеями. Герои-танцовщики разыгрывают поиск "кого-то..." в захудалой гостинице, пространство которой таит в себе немало сюрпризов. Вот с потолка одной из комнат начинает сыпаться град каменной гальки, вот странным образом взламывается пол комнаты, обнаруживая под собой море...
Панками кинотанца представили на фестивале режиссера Билли Коуи и главную героиню его фильмов - хореографа Лиз Эггис. Эту миссис Эггис надо видеть - огненно-красные волосы, синий лак на ногтях, шокирующий густой черный макияж, вульгарная манера поведения и антиконсервативные одежды. Настоящий панк! В "Анархических вариациях" она пинает ногами в мощных красных ботинках белоснежные стены, во "Влюбленном Бетховене" беззастенчиво выщипывает брови композитору в момент, когда он дирижирует хором. В "Контроле над движением" она смачно плюет в собственное отражение в зеркале, а потом изображает изысканную ломку, танцуя в длинном красном платье, подол которого зацементирован в белый пол. |