16.04.07Вальс Штрауса для борцов сумо | Айсылу КАДЫРОВА
Во вторник в театре им. Мусы Джалиля открылся Второй фестиваль симфонической музыки имени Натана Рахлина. В этом году он посвящен сорокалетию Государственного симфонического оркестра РТ - коллектива, созданного выдающимся дирижером Рахлиным.
Сцену оперного, где расположились музыканты оркестра, оформили в стиле щемящей тоски по советским временам: сверху свисали две люстры со свечками из последнего акта балета "Дон Кихот", на авансцене стояли пластмассовые вазоны с цветами, а задник был украшен белыми марлевыми полотнами, собранными "волнами". Иногда с колосников спускался экран, по которому транслировали кадры кинохроники или слайды, а в особо торжественные моменты - серо-белый, в форме круга портрет Натана Рахлина.
Концерт начался "Чаконой" Баха, которую оркестр исполнил под управлением Владимира Васильева, ученика Натана Григорьевича. В тот вечер оркестр играл с разными дирижерами, "высвечивая" профессиональные достоинства каждого маэстро и степень своего с ним взаимопонимания. "Чакону" музыканты исполнили очень аккуратно, вдумчиво и цельно. Чувствовалось, что Васильев - интеллектуальный дирижер и умеет повелевать оркестром.
Рустем Абязов выступил на концерте в двух своих ипостасях - и как скрипач-солист, и как дирижер. Он замечательный скрипач - был бесподобен в "Танце жениха и невесты" из балета Глазунова "Барышня-крестьянка", который исполнил с виолончелистом Марком Дробинским и оркестром под управлением Рашида Скуратова. А вот как дирижер Абязов очень неожиданный. Волнующую арию Тоски из одноименной оперы Пуччини он "заставил" играть оркестр с такой лихой удалью, что солистка Большого театра России Маквала Касрашвили едва успевала переводить дыхание. Бешеную скорость задал он и виртуозу Марку Дробинскому, который в первой, "зубодробильной" части виолончельного концерта Шостаковича заметно пытался отстоять свой темп. Казалось, что взвинченный маэстро расслабится и почувствует себя в своей стихии, дирижируя "порхающим" Штраусом. Но оркестр под управлением Абязова исполнил чарующий "Голубой Дунай" так, будто играл для борцов сумо, которым вдруг приспичило станцевать этот знаменитый вальс. А вот "Сабантуй" Назиба Жиганова в транскрипции Фуата Мансурова Абязову однозначно удался, музыканты исполнили это задорное произведение красиво и весело.
Ученик великого Арнольда Каца - дирижер Рашид Скуратов - был как всегда невозмутим и корректен. Во главе оркестра он не кажется ни повелителем, как Васильев, ни персонажем аллегорической ситуации "Красавец и чудовище", как Абязов. Он и оркестр будто заключили взаимовыгодный договор профессионалов. А профессионалами высокого класса показали себя на концерте приглашенные солисты: уже пережившая эпоху своего расцвета певица Маквала Касрашвили, только начинающий свой звездный путь кларнетист Тимур Гильфанов и неувядающий и мощный виолончелист Марк Дробинский.
Кстати сказать, свой первый концерт симфонический оркестр Татарстана дал сорок лет назад именно на сцене театра имени Джалиля. С огромным успехом. С тех пор изменилось многое, неоспоримым остается только одно: благодаря Рахлину в истории музыкальной культуры республики началась новая "симфоническая эра"...
"Вечерняя Казань" №57 от 14.04.07 |