13.04.07По нашим колдобинам в Европу не въедешь | Инна СЕРОВА
"Похороны городских дорог" провели на днях автомобилисты Костромы, Владимира, Ижевска и Перми: повязав на антенны траурные ленты, проехали по городу, возложили к ямам и колдобинам цветы. У нас всерьез можно именовать дорогами лишь пару "правительственных" трасс. И на то, чтобы все остальные направления усыпать цветами, у водителей, само собой разумеется, денег не хватит.
Почему у властей на фоне бешеных темпов роста транспортного налога хронически не хватает средств на то, чтобы покрыть дороги асфальтом? Вчера на пресс-конференции в мэрии ответить на этот вопрос пытался курирующий казанские дороги замглавы горисполкома Мансур Хафизов. Он выдал длинный список улиц, которые необходимо отремонтировать, более короткий - тех, что запланировано отремонтировать, и еще один список, который обозначил как "улицы, на которых есть желание продолжить работы". А напоследок сказал: "Возможности подрядчиков позволяют нам отремонтировать все, но не позволяют финансы... Приходится обходиться ямочным ремонтом. Но чтобы ям не было, нужен капитальный..."
В общем, средств, которые выделяются на ремонт казанских дорог, хватает лишь на их поминки. Хотя за последние два года подход городских властей к вопросу о финансировании капремонта дорог принципиально изменился. Только в 2006-м на эти цели было потрачено более 215 млн. руб., тогда как с 2001-го по 2005-й - всего 139 млн. В 2007-м в новый асфальт планируется закатать 300 млн. рублей из городской казны...
Сумма по сравнению с прошлыми годами значительная, но хватит ее на обновление лишь десятой части нуждающихся в ремонте дорог. Эта сумма составляет чуть более трех процентов городского бюджета, а чтобы заасфальтировать все требующие капремонта городские дороги, надо отдать больше половины годового бюджета. А минимальная потребность в финансировании, по словам Хафизова, на этот год составляет 1,5 млрд. рублей - они необходимы, чтобы реконструировать около 50 километров самых "убитых" казанских трасс.
В прошлом году с ремонтом дорог городу помогла Федерация. По информации горисполкома, с учетом поступлений из бюджетов всех уровней, включая федеральный, Казань получила на ремонт и строительство дорог почти 1,7 млрд. рублей. В результате починили более 700 тысяч квадратных километров полотна. Только надо было отремонтировать в два раза больше. А так все равно получается регресс - не прирост, а ежегодное уменьшение количества квадратных метров асфальта, по которым можно ездить без опаски угробить автомобиль.
В горисполкоме подсчитали: чтобы остановить разрушение дорог, надо заменить 5 млн. квадратных метров асфальта. Это стоит 7,5 млрд. рублей. Город дать их не может - дороги съели бы почти весь годовой бюджет Казани. Но республика-то могла бы поделиться с городом налоговыми доходами от нефтянки, от бензина по бешеной цене, который жгут на низких передачах на колдобинах казанские автомобилисты.
Регресс на казанских дорогах имеет место уже полтора десятилетия. Хафизов говорит, что 1992-й стал последним годом, когда на капремонт и реконструкцию было выделено столько средств, сколько полагается по норме. С тех пор дорожники обходятся полумерами - пятнадцать лет ведут ямочный ремонт, в результате которого дырки в старом дорожном полотне только расширяются и углубляются. А улицы Декабристов, Ершова и Сибирский тракт никакого, кроме ямочного, ремонта уже 17 лет не видели, проспект Ибрагимова - 16 лет.
Декабристов и Ибрагимова, Воровского и Короленко, Восстания и Чуйкова, Беломорская и Ленинградская и многие другие могли бы поспорить в конкурсе на звание главного кладбища автомобилей. Но в Казани такой конкурс не проводится даже негласно. Зачем - ведь на этих разбитых дорогах убивают свои автомобили рядовые горожане. А те, кто принимает решения о финансировании ремонта дорог, ездят по другим, "правительственным", трассам. На них - на Павлюхина и Оренбургском тракте - к тысячелетию Казани, помнится, постелили особо качественный асфальт.
Республика бросает казанцев на камни в прямом смысле слова: как гостей принимать, так Казань - столица Татарстана, а как порядок наводить - так самостоятельное муниципальное образование. Похоже, для республиканских властей Казань как столица республики - это только Кремль, аэропорт да Боровое Матюшино. Но тогда где они собирались, к примеру, катать гостей универсиады? Исключительно по "правительственной" трассе? И неужели не стыдно бывает руководству республики возить иностранные делегации в "Пирамиду" и Баскет-холл по центральным улицам, изувеченным колдобинами?..
"Вечерняя Казань" №55/56 от 13.04.07
|