10.04.07Оценки от... компьютера | Евгения ЧЕСНОКОВА
Недавно в школах Татарстана прошло компьютерное тестирование учащихся 9-11-х классов по истории России. Чуть позже аналогичная проверка прошла и по истории Татарстана. Это был первый опыт масштабной проверки знаний школьников с применением интернет-технологий.
2600 компьютеров в 20 городах и 30 районах республики одновременно подключились к ресурсному центру Минобрнауки, работающему на базе Казанского государственного университета. Проверка шла около часа, ее результат дети и учителя узнали сразу же. Всего в тестировании приняло участие около 300 школ, почти 31 тысяча учащихся (каждый входил в систему под индивидуальным паролем), эксперимент длился девять дней.
Безусловно, новая форма проверки знаний вызвала много нареканий, особенно в содержательной части. Скажем, у многих учителей есть претензии к вопросам, которые составляли в университетском Учебно-методическом центре (УМЦ) тестирования и подготовки к ЕГЭ, - дескать, сложноваты они были для учеников, не соответствовали курсу школьной программы. К тому же тестирование по истории России провели в самом начале третьей четверти, когда многие только начали "въезжать" в учебный курс. В итоге результаты оказались весьма неутешительными: около половины детей не ответили и на половину вопросов. Были претензии и технического порядка - не все школы оказались готовы посадить одновременно множество детей за компьютеры, подключенные к Интернету, - где-то оборудование не позволило, где-то соответствующих специалистов не нашлось. А некоторые учебные заведения, не принявшие участие в тестировании, по всей видимости, просто перестраховались, побоявшись плохих результатов.
Безусловно, все эти замечания организаторам необходимо учесть при подготовке следующих подобных акций. И все же, считает руководитель УМЦ, ответственный секретарь приемной комиссии КГУ Сергей Ионенко, недооценивать результаты эксперимента нельзя. Ведь, по существу, речь идет о совершенно новой технологии контроля над уровнем знаний.
- Это был грандиозный проект, - констатирует Сергей Иванович. - За час мы в автоматизированном режиме, без участия учителей, смогли проверить почти две тысячи детей, получив моментальный срез знаний. И такие проверки можно проводить по любому предмету.
Конечно, признается Ионенко, делать глобальные выводы на основе одного тестирования нельзя - хотя бы из-за тех же несовершенных тестовых вопросов. И потому, что пока трудно с уверенностью утверждать, что рядом с кем-то из детей не стоял учитель, подсказывающий верные ответы. Собственно, можно наверняка сказать, что и стояли, и подсказывали. Но это, по мнению руководителя УМЦ, не так и плохо: сами педагоги воочию увидели, какие темы вызвали затруднение у учеников, где есть пробелы в подготовке. Так что общее представление об уровне знаний того или иного класса, школы получить все равно можно. Кроме того, подобные проверки дисциплинируют учителей, контролируя график выполнения учебного плана. Скажем, проболел педагог или заменил пару уроков классными часами - какие-то темы в плане сдвинулись, и, не исключено, дети не успеют до конца года полностью пройти курс. Но если проводится тестирование, рассчитанное строго на учебный план, то можно ожидать более ответственной работы учителя, ведь его недоработка сразу выплывет наружу.
- Компьютерное тестирование в разы снижает трудоемкость процесса проверки знаний, - продолжает перечислять достоинства новой системы Сергей Ионенко. - Никаких командировок проверяющих в отдаленные районы, никакой писанины. Результаты автоматически поступают в компьютер, при необходимости их можно распечатать. Можно завести электронную базу данных на каждого ребенка.
Кроме того, компьютерное тестирование вызывает у детей большой интерес. Одно дело - отвечать перед учителем или комиссией (а это дополнительный стресс), и совсем другое - сидеть перед ставшим для многих уже привычным монитором, работать в режиме он-лайн в Интернете. Школам, к слову, это тоже на пользу - не секрет, что до сих пор некоторые компьютерные классы там открывают только на уроки информатики, и дорогое оборудование, призванное работать на повышение качества знаний, большую часть времени просто пылится как ненужный предмет мебели. Регулярные интернет-тестирования станут стимулом для того, чтобы активнее использовать компьютеры в ежедневной школьной жизни.
Но главная польза компьютерного тестирования в том, что оно помогает детям адаптироваться к ЕГЭ, - развивает необходимые навыки ответов на тестовые задания, вырабатывает умение сдавать экзамен в строго отведенное время и без помощи учителя.
"Республика Татарстан" №66 от 10.04.07 |