09.04.07На новую транспортную схему наехало УФАС | Инна СЕРОВА
Новая маршрутная схема общественного транспорта Казани снова под вопросом. По обращению частных перевозчиков Татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело в отношении исполкома Казани. По мнению антимонопольщиков, не только условия, но и сам факт проведения горисполкомом конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по городским (муниципальным) маршрутам противоречит антимонопольному законодательству.
Вчера дело было рассмотрено в присутствии всех заинтересованных лиц. Главный государственный инспектор УФАС Зарема Каримова перечислила претензии антимонопольщиков к исполкому. Согласно закону наличие лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом позволяет перевозчику осуществлять перевозки без каких-либо дополнительных условий, к каковым относится проведение конкурса. Орган исполнительной власти не вправе отказать ему в открытии маршрута иначе как на законных основаниях, а постановление о конкурсе даже такой возможности не предполагает.
Цель конкурса - уменьшение круга претендентов до заранее определенного количества путем выбора из его участников наиболее предпочтительных кандидатов, а это сужает круг хозяйствующих субъектов, занимающихся перевозками - и значит, создает благоприятствующие условия для отобранных лиц, делает вывод УФАС. Из-за административных барьеров предприниматели практически лишаются возможности работать на конкурентной основе.
Лоты на конкурсе были сформированы в расчете на участие в перевозках в основном крупных хозяйствующих субъектов - для мелких предпринимателей оставлено всего 20 лотов по одному автобусу каждый, что делает невозможным участие большинства из них в пассажирских перевозках. Чтобы иметь возможность работать на рынке, мелкие перевозчики должны войти в состав объединения частных перевозчиков, а это - дополнительный барьер. Крупные же лоты сформированы из маршрутов разной рентабельности - хорошей, средней, убыточной, что влечет за собой навязывание невыгодных условий.
По ходу дела выяснилось и еще одно обстоятельство. Оказывается, в декабре по обращению перевозчиков республиканская прокуратура проверила законность постановления исполкома о конкурсе и установила, что отдельные его нормы противоречат ГК РФ, закону "О защите конкуренции" и другим российским законам. Прокуратура принесла протест о приведении документа в соответствие с законом, но никаких изменений в него внесено не было. "Мы представили свои объяснения, и прокуратуру это удовлетворило", - сообщил представитель исполкома вчера в УФАС.
А вот антимонопольщиков уклончивые, как заметил руководитель УФАС Александр Груничев, объяснения представителей горисполкома не удовлетворили. Сотрудники управления еще и засомневались в том, что предложенную исполкомом схему организации перевозок действительно одобрили горожане. "Было удобно добираться на работу на одном виде транспорта, а сейчас на двух придется", - отмели они довод сотрудников комитета по транспорту о том, что спорное постановление действительно защищает интересы пассажиров. УФАС вынесло предписание привести постановление исполкома о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок и приказ об утверждении конкурсной документации в соответствие с законом.
"Вечерняя Казань" №52 от 7.04.07 |