- Ваш сборник “Московские сказки” - вполне постмодернистское мифотворчество. Вы цитируете едва ли не все бродячие сюжеты: Летучий голландец, дон Жуан, Вечный Жид.
- Между тем я ничего не придумывал специально. Я живу за городом, часто езжу по Рублевскому шоссе, и мне начало казаться, что во многих машинах сидят мертвецы... Так появился рассказ “Голландец”. Все бродячие сюжеты прописаны в Москве. Это совершенно фантасмагорический город.
- Рассказы объединены легко узнаваемыми персонажами. Светская львица Олеся Грунт - Ксения Собчак, кинорежиссер младший Болконский - Федор Бондарчук...
- Московский мир тесен. В городе живет несколько миллионов, а бомонд составляют полторы - две тысячи человек. Эти люди знают друг друга в лицо.
- Но самый пронзительный рассказ в сборнике - “Странник”, о ничем не примечательном человеке с еврейской внешностью. Вы возвращаетесь к вечно болезненной теме Вечного Жида.
- У этого героя нет прототипа. Я его просто выдумал, но не без повода. В последнее время антисемитизм торжествует в Европе и среди черного населения Америки, пугают беспорядки во Франции. А в России антисемитизма почти нет, во всяком случае меньше, чем в любой другой стране.
- В начале и в финале каждого рассказа содержится мораль. Две-три фразы. Сказка - притча?
- Всегда хочется сделать больше...
- И получается как раз то, что надо.
- Я говорю: стреляйте с упреждением.
- Сборник заканчивается сюжетом о Прометее. В герое рассказа “Огонь небесный” узнается автор.
- Мне показалась смешным, что сегодняшний Прометей дает свет жителям деревни, которую отключил Чубайс. Разумеется, Прометей в сборнике - протагонист. Не могла в таком замкнутом цикле не появиться фигура как бы автора этих как бы сказок.
"Время и деньги" №54 от 27.03.07 |