- А вот когда читаешь "Духless", создается ощущение: человек вообще не верит ни в людей, ни во что...
- Я верю, иначе бы я не это писал, а писал, что нам всем, как Курту Кобейну, надо вставить в рот винтовку, сказать "I hate my life and I want to die" ("Я ненавижу свою жизнь и хочу умереть" - Ред.) и нажать курок. Я верю, что люди хороши в своей массе. Но их зачастую делают озлобленным стадом.
- Вам много пишут по поводу ваших книг...
- Да, очень много писем...
- ...чего там больше - приятия или неприятия?
- Восемьдесят процентов писем о "Духless" - положительные отзывы. Это как баланс с критиками, которые все пишут отрицательно. То же самое с "Media Sapiens" происходит. Но тут мнения разделились. Все говорят - спасибо за книгу, но процентов сорок говорят, что "Духless" был лучше. На самом деле это просто две разные вещи.
- Вы сегодня сказали, что "Духless" для вас был средством избавиться от депрессии. Помогло?
- Да. Ведь литература для автора несет помимо реализации, творческого успеха, заработка, славы, наконец, гораздо более важную функцию. Читатель зачастую выступает в роли коллективного психоаналитика.
- А что вы имели в виду, когда на интернет-конференции сказали, что люди после прочтения "Духless" становятся лучше?
- У меня много писем от молодежи: "Мы так хотели в этот неоновый мир, а сейчас уже не хотим". Они искренне признаются, что были в плену у СМИ, которые говорили - надо всем быть как Пэрис Хилтон или Джастин Тимберлейк, и тогда все будет круто. А оказывается, не круто...
- Моя пятнадцатилетняя дочь, прочитав "Духless", долго думала, а потом сказала: "Если уже сейчас все так плохо, что же будет, когда я вырасту?"
- Да ничего не будет. А Печорин - это что, хороший был герой? А Онегин? Жуткая же совершенно среда показана. Все то же самое было. Но выжили же люди. Просто самый главный слоган всех поколений должен быть - "не участвовать". Не надо участвовать в массовых вещах никогда.
- Кстати, о массовых вещах. В "Духless" чувствуется хорошее знание ночной гламурной московской тусовки. Ваш герой внутри нее, но при этом он ее презирает. И постоянно возникает вопрос: слушай, парень, если тебе все так не нравится, а чего ты вообще там делаешь?
- А нет другого выбора. Проблему героя "Духless" можно сформулировать коротко: большие города меня вгоняют в депрессию, а малые - в скуку. Вот и живи как хочешь. Он состоявшийся в карьерном плане человек, но в то же время он ничего не имеет, никаких ценностей у него нет. Представьте, человек всю жизнь отстаивал свой мир как единственно правильный, а потом поразмыслил и понял, что его мир - это цветной калейдоскоп, внутри которого пустота и битое стекло. И что после этого делать?
- А что после этого делать?
- Есть два выхода. Сказать - ну, так же все живут, и дальше продолжать жить. Или сказать - я хочу жить по-другому. Почему сейчас так популярно дауншифтерство? Это когда состоявшиеся люди продают весь свой бизнес, едут, скажем, на Гоа и живут там коммуной, причем у всех есть счета в банке. Они уже все перепробовали, им ничего не интересно...
- Но можно же детям, например, африканским помогать, или в госпиталях работать...
- Многие люди ставят перед собой вопрос: зачем я буду это делать? Я хочу жить отдельно от цивилизации. Я вообще не хочу иметь с ней ничего общего. Это у вас дети от СПИДа умирают, у вас больные, инвалиды, а у меня - остров, и все. Я был на телевидении, когда там обсуждалась проблема дауншифтерства, и люди в студии говорили: что полезного в таком образе жизни? А на самом деле иногда приходишь к мысли: существование человека настолько бессмысленно, что почему вообще нужно жить во имя чего-то полезного?
- Но вам-то как раз понятие благотворительности не чуждо. Расскажите о проекте "Движение любви". |