Расти быстрее рынка |
- Как вы считаете, что позволяет таким странам, как Индия, Ирландия становится мировыми игроками в сфере высоких технологий? Только ли хорошее знание английского?
- Безусловно, нет. О том, как Индия поддерживает свое оффшорное программирование, написаны уже сотни статей. Ирландия в этом смысле тоже очень активна: там не строили зданий под технопарки, а всегда по максимуму активно пиарили свои уже существующие возможности в сфере информационных технологий, поддерживая различные ИТ-проекты.
Мы это почувствовали даже на собственном опыте. Однажды наша компания участвовала в одном тендере и, несмотря на то, что наше предложение по ценам было почти в два раза выгоднее, заказ ушел в Ирландию, так как этот вопрос там решался на уровне государственного аппарата, были даны какие-то госгарантии. Если бы Россия так поддерживала свои ИТ-компании, мы бы давно уже масштабно занимались оффшорным программированием, могли конкурировать в сфере соответствующих услуг с сегодняшними лидерами – уровень компетенции наших специалистов ничуть не ниже. Нас очень сдерживает отсутствие PR-активности государства, его поддержки. Развитие сферы высоких технологий – это государственная задача.
- Это задача федерации или ее можно решать и на уровне республики?
- Это, в принципе, проблема федерации, но если Татарстан будет заниматься этим в своих целях, то мы убьем сразу двух зайцев. Это, во-первых, поможет привлечь в Татарстан федеральные заказы. А во-вторых - заказы из-за пределов России. Сегодня мир видит в нашей стране не только Москву, но и регионы. Сейчас к нам в республику приезжают представители из разных стран. Мы традиционно показываем КАМАЗ, Татнефть… А почему бы не показывать наши университеты, лаборатории, компании, работающие в высокоинтеллектуальной сфере?
- То есть нужно позиционировать Татарстан в первую очередь как высокотехнологичную республику?
- Конечно. У нас в Казани нет дефицита ИТ-компаний, но есть проблема с реальными заказами для них. Их остро не хватает – не случайно 70 процентов заказов, выполняемых нашей компанией, например, привлечены за пределами республики. В этом смысле создание ИТ-технопарка в Казани выглядит как-то неубедительно. Там, насколько я понимаю, весь фокус – это взять деньги, построить здание, а потом сдавать в аренду каким-то компаниям с какими-то преференциями. Как это регламентировано, непонятно. На мой взгляд, нужно заниматься не строительством здания непонятно для кого, а активным привлечением заказов со стороны. Это совсем не противоречит решению основных стоящих перед республикой задач. И мировой опыт, и здравый смысл говорят об одном: если нам сейчас нужен конкретный продукт, и мы профинансируем его создание и внедрим у себя, то помимо того, что мы получим эту услугу, мы еще получим программное решение, с помощью которого наши компании смогут потом доминировать на федеральном рынке. К сожалению, многое вовремя не было сделано, а сейчас, боюсь, время упущено.
К примеру, сейчас мы подали заявку на участие в тендере на социально-значимые проекты для Российской Федерации. Речь идет о разработке системы по управлению государственным имуществом, и системы по поддержке принципа «одного окна» в рамках «Электронной России». Мы имеем там ряд преимуществ. Они базируются на том, что ПО, по сути, реализует функцию автоматизации неких управленческих процессов. Что такое управленческий процесс? Это регламент. А Татарстан, между прочим, стал победителем федерального тендера на разработку административных регламентов. В настоящее время разработано 126 регламентов, сейчас они находятся в стадии согласования и уже в 2007 году их планируется внедрить в органах государственной власти Татарстана. Это уникальный случай, поскольку ни в одном регионе нет таких регламентов. В нашей республике их разработкой еще 15 лет назад начал заниматься ЦЭСИ под руководством Алевтины Николаевны Кудрявцевой. Она - настоящий системщик, и потому понимала, что регламент – это главное. И если бы мы в свое время успели их автоматизировать, то сегодня у нас уже было готовое решение для федерации. |