14.03.07У казанского аэропорта появится “напарник” | Тимур ЛАТЫПОВ
Похоже, создание в Казани аэропорта деловой авиации - вопрос решенный. Во всяком случае, именно такой вывод можно было сделать, послушав выступления участников специального совещания, прошедшего вчера в Международном аэропорту “Казань” (МАК). А приурочено оно было к визиту в столицу Татарстана помощника генерального директора влиятельнейшей Международной ассоциации авиаперевозчиков (ИАТА) Ласанта Субасингха - событию, ввиду всего планируемого, довольно многозначительному.
Как отмечают отечественные и зарубежные специалисты, в России налицо - динамично развивающийся рынок деловой или по-другому бизнес-авиации. А это - не только возможность бурного роста огромного сегмента отечественной авиационной отрасли, но и привлечения сверхинтенсивного зарубежного потока деловой авиации. Надо лишь создать соответствующие условия, что и предполагается сделать при помощи инвестиционного проекта “Деловая авиация России”, который включает 10 специализированных аэропортов и других необходимых объектов по всей России. И первый из этих аэропортов, базовый для всей системы, предполагается построить именно в Казани... Что такое “деловой” аэропорт? Есть два вида аэропортов - крупные, государственного значения, и региональные. Первые работают на максимальный пассажиропоток. Деятельность вторых, непосредственно связанных с авиацией общего назначения (и, прежде всего, деловой), исчисляется самолетовылетами. Вполне логично, при разведении этих транспортных, а соответственно и финансовых потоков, создать большому аэропорту меньшего “делового” сателлита. В ряде случаев он подхватывает некоторые несколько обременительные и малоприбыльные функции “старшего брата”: организацию поисково-спасательной службы, транспортную и техническую поддержку, базирование вертолетных компаний, медицинской, “чрезвычайной”, милицейской и малой авиации, включая частную, и так далее. Здесь же расположатся и учебно-тренировочные центры. Дополнительный же местный “колорит” заключается и в том, что, как предполагают, автоматически начнется и проект реконструкции аэровокзала МАК. Во всяком случае, генеральный директор ОАО “МАК” Петр Трубаев выразил на это надежду: “Для аэропорта такое соседство - благо, поскольку предусматривается строительство обширной инфраструктуры, которая улучшит имидж нашего воздушного порта. Надеемся, в ходе проработки проекта кто-то из его участников проявит интерес и к нашему аэровокзалу. Тем более, что и у нас “в обмен” есть свободные площади и мощности”.
Результат проекта - привлечение в республику солидных иностранных инвестиций, введение новейших технологий и сервиса, подобных аэропортам Фарнборо и Ле Бурже, и так далее. Отмечается, что Татарстан выбран “пилотом” не случайно - и за высокую активность в области транспортных проектов, и за выгодное с точки зрения европейских транспортных коридоров деловой авиации геостратегическое положение.
Можно дополнить, что среди плюсов и бурное развитие в Татарстане авиации общего назначения (АОН). Как рассказал заместитель руководителя Татарского управления государственного авиационного надзора Амир Бикмухаметов, динамика и качество роста настолько велики, что в Татарстане уже регистрируются “аоновцы” из других регионов (всего управлением в республике зарегистрировано 12 эксплуатантов АОН - около 30 воздушных судов различных классов). И это при почти полном отсутствии инфраструктуры... Высказавший однозначную заинтересованность участия в проекте председатель совета директоров авиакомпании “Тулпар” Азат Хаким заметил, что сегодня “Тулпар” единственная в России предоставляет полный комплекс услуг деловой авиации: собственно полеты, сдача воздушных судов в аренду и лизинг, полный комплекс технического обслуживания.
Как заявил господин Субасингх, ИАТА заинтересована в развитии российской гражданской авиации и ассоциация готова поделиться с российскими друзьями богатым опытом - чтобы избежать ненужных затрат.
- Почему я в Казани? Сегодня в России идет поиск новых путей развития аэропортов. И если казанская модель заработает как полагается, то будет применяться и в других регионах. Это очень важный эксперимент, - добавил господин Субасингх. Собственно, его визит, состоявшийся по инициативе инициаторов проекта - ООО “Новая Русь”, это представление нашего аэропорта руководству ИАТА как будущего соседа аэропорта деловой авиации: господин Субасингх - эксперт по всем сферам аэропортовой деятельности.
Проект аэропорта оценивается в 3,3 миллиарда рублей. Уже определен стратегический инвестор - один из немецких банков при участии и “Ак Барс” банка. Срок реализации - два года с начала финансирования. Предполагаемое время окупаемости - семь лет. Что касается начала строительства, то председатель правления Национальной ассоциации “Деловая авиация России” Владимир Зиберов был оптимистичен: “Как наступит теплое время, мы должны начать работать лопатой”.
По словам первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павла Чернова, пока идет подготовительный период создания совместного юридического лица (Татарстан “вкладывается” землей, структурой действующего аэропорта и так далее) и о деталях говорить еще не время. Предварительные проработки говорят, что проект прибылен. Но впереди еще - технико-экономическое обоснование, утверждение бизнес-проекта, техническое проектирование, выбор исполнителей, консультантов и так далее. Позиция правительства Татарстана - сделать все для реализации проекта, старт которому должно дать специальное постановление КМ РТ. Напомним, что на прошедшей недавно коллегии республиканского Минтранса Премьер-министр РТ Рустам Минниханов заявил, что Татарстан готов оказать проекту максимальное содействие.
"Время и деньги" №45 от 14.03.07 |