13.03.07На троих | Алина КАДЫРИНА
Как приготовить коктейль, способный удивить музыкальных гурманов? Рецепт от Игоря Бутмана - взять в равных пропорциях джаз, электронную музыку и коньяк.
В воскресенье в КРК “Пирамида” состоялся джем-сейшн с участием биг-бенда Игоря Бутмана, дуэта “Jazz’off mix” и DJ Marunoff. Спонсировал этот проект коньячный дом “Hennessy”. Как уверяли журналистов музыканты, все, что предстоит услышать казанцам, - экспромт. Впрочем, подозреваю, внешняя легкость обманчива: играть, как играли в этот вечер московские музыканты, без хорошей подготовки невозможно...
Начался джем-сейшн с альфа и омега джаза - спиричуэла “Let my people go”. Дуэт “Jazz’off mix” (Вадим Эленкриг - труба, Олег Гримов - альт-саксофон) вместе с ди-джеем Marunoff зажгли так, что - редкий случай - слушатели вопили от восторга еще до того, как на площадку вышел Игорь Бутман, разумеется, гвоздь джем-сейшна. Кстати, саксофонист приезжает к нам не первый раз. Как-то, рассказывает Игорь, вылет в Казань задержали на четыре часа - искали кошку одного из пассажиров, а потом музыканты бегали по взлетной полосе, интересуясь у пилотов: “Ребята, до Казани не подбросите?”
Смешные случаи Бутман может вспоминать без конца, потому что живет играючи - во всех смыслах. Несет элитарное искусство в массы - и ему это удается. Как писала про него The New York Times, “г-н Бутман - легко приспосабливающийся к окружающей среде, в высшей степени умелый практик, а кроме того - наиболее известный популяризатор джаза в этой стране”. Саксофонист, шоумен, а теперь еще и фигурист... Когда Бутману было всего двадцать лет, советские музыкальные критики назвали его открытием года, однако в Союзе Игорь задержался ненадолго: поиграв в оркестрах Давида Голощекина и Олега Лундстрема, с одной сумкой, в которой лежали пара трусов и бадминтонные ракетки, он переехал в Америку. А вернувшись через много лет, играл в Кремле перед президентами России и США, после чего Билл Клинтон (сам, кстати, пробавлявшийся игрой на саксе) назвал его “самым великим из ныне живущих саксофонистов”. Но что Билл, когда Бутман играл с такими титанами американского джаза, как Дэйв Брубек, Чик Кория, Лайонел Хэмптон, Гровер Вашингтон и пр., и пр.! Американский, аутентичный для джаза, стиль игры Игорь Бутман смело перенес на российские площадки, где сдержанность - вторая натура. Эффект потрясающий. Взять хотя бы конферанс маэстро...
- Все музыканты, кто мог, побрился. Все в здравом уме и трезвой памяти, - заверил перед началом Игорь слушателей.
Его биг-бенд - дань джаз-бендам послевоенного мэйнстрима. Полное ощущение, что так раскованно, легко общаться с оркестром и слушателями, как делает это Бутман, могут позволить себе лишь жители Нью-Орлеана. А без конца исследовать несколько нот в авторской композиции “Ностальгия” мог бы лишь пианист из бара в Касабланке, бара, в котором мы никогда не сиживали, в городе, которого нет...
Программу, состоявшую из вечнозеленых композиций и пьес самого маэстро, музыканты начали в ритме вальса - торопились, не спеша. Элегически-сентиментальный “Вальс для Оксаны” (так зовут жену музыканта) сменился трагически-приглушенным соло тромбона в “My one and only love”, за ним последовала “Жанна Д’Арк” - вариация на тему фортепианной пьесы Чайковского. Впрочем, от Чайковского музыканты не оставили камня на камне. А затем был “Сент-Луис блюз”, выдержанный в стилистике черного джаза, сыгранный с таким отчаянным, безбашенным весельем, с каким можно играть лишь на похоронах. Начали музыканты с вопиющей (в прямом смысле) какофонии, а закончили рафинированным свингом.
Игорь - очень грамотный руководитель. Обожая своих музыкантов, он дает возможность раскрыться всем вместе и каждому в отдельности, а заодно и публике - возможность наслаждаться изысканным соло Виталия Соломонова на контрабасе или Эдуарда Зизака на ударных... Программа второго отделения почти целиком состояла из стандартов. “Полночное солнце никогда не заходит”, “Се си бон”, “Сладкая Виктория Браун”... Впрочем, разделить этот джем-сейшн на части можно лишь условно, потому что в течение трех с лишним часов биг-бенд Игоря Бутмана, Jazz’off mix и DJ Marunoff играли вместе и попеременно, и на бис. Нон-стопом, экспериментируя, микшируя классику и электронику, под вопли зала и приглушенный хруст льда (коньяк на этом джем-сейшне лился рекой), играли - переселяя нас в Касабланку, где мы никогда не были, и тут же, без виз, возвращая назад, ввергая в извечную тоску по мировой культуре, не боясь ничего, свингуя, заводясь от собственной игры.
"Время и деньги" №44 от 13.03.07
|