01.03.07Шел трамвай и... съехал с рельсов | Валентина ПАХОМОВА
В МУП "Метроэлектротранс" грядет очередная структурная перестройка - в этот раз решено объединить расположенные рядом трамвайное депо №2 и троллейбусное депо №1. По словам генерального директора муниципального предприятия Асфана Галявова, это позволит сократить расходы на содержание горэлектротранспорта.
В МУП вынуждены экономить деньги, так как перевозки пассажиров трамваями всегда были дотационными, но из-за недофинансирования убытки накапливались годами. Так, в прошлом году Метроэлектротрансу пришлось направить средства, выделенные на содержание метрополитена, на ликвидацию задолженности перед энергетиками, которые грозились обесточить трамвайное движение.
Экологически чистый вид транспорта трамвай потихоньку выталкивают из города. Полтора года назад, на волне подготовки к 1000-летию Казани, демонтировали пути на улицах Островского и Газовой, ликвидировали четвертый, шестой и восемнадцатый трамвайные маршруты и закрыли крупное трамвайное депо. А теперь новой транспортной схемой, которая начнет действовать с мая этого года, предусмотрен демонтаж путей на улице Декабристов и закрытие кольцевого трамвайного маршрута №21. В комитете по транспорту и связи говорят, что с открытием новой станции метро "Козья слобода" на Декабристов горожанам будет удобнее пользоваться подземкой, а не трамваем, из-за которого снижается пропускная способность автотранспорта и создаются на дорогах пробки. Так что нет необходимости в отдельном трамвайном депо.
Сегодня кататься в трамваях - себе дороже: ходят они медленно, да еще и ездить на них теперь небезопасно. В начале февраля, например, сошел вагон с рельсов на улице Декабристов, из-за аварии движение городского транспорта в районе Дворца химиков было парализовано. К счастью, пассажиры в этот раз не пострадали. А вот когда на третьей транспортной дамбе трамвай №19 съехал с рельсов и чуть не перевернулся, пассажиры натерпелись страха. От резкого торможения накренившегося вагона они попадали на пол, многие ушиблись. Водитель был напуган не меньше, чем пассажиры, которым пришлось срочно выпрыгивать из вагона с большой высоты.
Участившиеся в последнее время аварии происходят по разным причинам. В некоторых районах города рельсы не менялись около сорока лет. В 2005 году деньги нашлись лишь на реконструкцию путей на улице Карла Маркса, а в прошлом году было выделено всего 26 миллионов рублей на ремонт трамвайных путей на улицах Технической, Авангардной и Фрезерной. Не менее удручающая картина с подвижным составом, и этого не скрывают в самом комитете по транспорту и связи. Так, в конце прошлого года в пояснительной записке к проекту решения гордумы "О тарифах на перевозки городским пассажирским транспортом Казани" председатель комитета Айдар Абдулхаков сообщил депутатам, что износ трамвайных вагонов достиг 71,8 процента, из 228 трамваев подлежат списанию 149. Еще больше износ троллейбусов - 84,2 процента, списанию подлежат 94 машины. Для обновления подвижного состава потребуется 1,3 миллиарда рублей, немалая сумма нужна на реконструкцию путей.
Однако в городской казне денег не хватает ни на рельсы, ни на новые вагоны - бюджетом этого года на развитие пассажирского транспорта предусмотрено всего 143 миллиона 733 тысячи рублей. Вот и думают транспортники, на что их лучше потратить - то ли на приобретение нескольких трамваев и троллейбусов, то ли на ремонт путей. Как сообщил корреспонденту "ВК" информированный источник, этот вопрос сейчас рассматривается, есть намерения приобрести 20 новых трамваев и 30 троллейбусов, планируется отремонтировать рельсы на улицах Тукая, Сибирский тракт и в Кировском районе.
Метроэлектротрансу рассчитывать на получение доходов от электротранспорта не приходится: себестоимость перевозки пассажиров и багажа в трамвае - 11 рублей 60 копеек, а тут еще постоянные убытки из-за перевозки льготников. Как сказал на коллегии минтранса гендиректор предприятия Асфан Галявов, цена единого социального билета льготника в два раза ниже реальной стоимости проезда в горэлектротранспорте. Только вот в последнее время и льготники все реже ездят в трамваях. А кому захочется садиться в неотапливаемые вагоны, которые движутся медленно да еще и с рельсов сходят.
"Вечерняя Казань" №27 от 27.02.07 |