21.02.07На каких автобусах поедет Казань? | Светлана СОКОЛОВА
Вчера в рамках расширенной коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ состоялась выставка “Инновационные и инвестиционные проекты предприятий транспортного комплекса РТ”. На ней были представлены современные автобусы отечественного и зарубежного производства, предлагаемые для работы на городских пассажирских маршрутах столицы Татарстана.
Напомним, что в связи с предстоящей оптимизацией маршрутной транспортной сети Казани с мая этого года городской автобусный парк будет полностью обновлен. Сегодняшние “Газели” и “ПАЗики” будут заменены на низкопольные автобусы большой вместимости, двигатели которых будут соответствовать экологическим нормам Евро3.
По словам председателя Комитета по транспорту и связи исполкома Казани Айдара Абдулхакова, мэрия не ставит перед собой задачи выбрать марку автобуса.
- Это должны решить сам перевозчики. Единственным условием является соответствие технических характеристик автобуса нормам, определенным Комитетом по транспорту Казани. Автобусы с двумя и более ступенями вообще не рассматриваются нами, поскольку низкопольность автобуса является главным условием,- сказал Айдар Абдулхаков.
Все представленные на выставке автобусы полностью соответствовали конкурсным заявкам, причем каждый из них предусматривал все опции для перевозки инвалидов-колясочников. Что касается цены, то разброс был немалым. К примеру, минский красавец привлекал всеобщее внимание и дизайном, и техническими характеристиками. Кстати, им даже заинтересовался Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, посетивший выставку до начала работы коллегии. Однако цена этого автобуса - 60 тысяч долларов несколько омрачила первое впечатление Премьера. Рядом стоявшие “НЕФАЗы” понравились Рустаму Минниханову и по цене, и по качеству. И хотя выбор марки автобуса является прерогативой частных перевозчиков, оценка Премьер-министра РТ для них немаловажна.
По словам заместителя председателя Ассоциации частных перевозчиков Казани Виктора Корнишина, вполне вероятно, что перевозчики остановят свой выбор на “НЕФАЗах”.
- И цена, и качество нас вполне устраивают, - говорит он. Сегодняшняя цена нефтекамских автобусов 2 млн 600 тысяч рублей. И хотя китайские производители предлагают казанским перевозчикам более дешевые автобусы, выбор, по мнению Виктора Корнишина, будет сделан в пользу Нефтекамского автозавода. Аргумент простой - на китайских автобусах установлены американские двигатели Cummins, они собираются по лицензии в Китае, “НЕФАЗы” же оснащены “родными”, камазовскими двигателями Cummins.
- Поэтому мы думаем, что “НЕФАЗы” будут более дешевыми в эксплуатации, чем китайские автобусы, - считает Виктор Корнишин.
Сегодня частные перевозчики готовы приобрести автобусы по цене чуть более двух миллионов рублей. Покупка нефтекамского автобуса не всем по карману, и вполне вероятно, что главным критерием в выборе транспортного средства станет дешевизна, поэтому не исключено, что наряду с нефтекамскими автобусами на улицах нашего города появятся “китайцы”.
- Производители Китая готовы предоставить покупателям автобусы по цене на порядок ниже рассматриваемой, однако и качество соответственно будет намного хуже, - уверен технический директор “Казанского автоцентра МАЗ” Альберт Мустафин. По его мнению, наиболее оптимальным решением были бы дотации городских властей при покупке городских автобусов. С его мнением согласен Виктор Корнишин.
- Мы обращались к городским властям с просьбой выступить гарантом, в таком случае нам было бы дешевле договариваться с банками и с лизинговыми компаниями. Однако городские власти отказались принимать участие в решении этого вопроса, сославшись на то, что не имеют на это права,- рассказывает заместитель председателя Ассоциации частных перевозчиков Казани. Частные перевозчики сегодня поставлены в довольно жесткие условия, поскольку, остановив свой выбор на дешевой, но некачественной технике (гарантия таких автобусов - 5 лет), придется через пять лет покупать новое транспортное средство.
- Договоры с частными перевозчиками мэрия города будет заключать на пять лет. А прежде чем выиграть очередной тендер на городской маршрут, автобусные парки перевозчиков должны будут пройти технический осмотр. В случае, если автобусы какого-то перевозчика отработают свой ресурс, этот перевозчик просто не сможет участвовать в тендере,- говорит Айдар Абдулхаков. С точки зрения казанских пассажиров, в этом есть и здравый смысл, и логика, поскольку городские власти руководствуются в первую очередь безопасностью пассажирских перевозок. Что же касается частных перевозчиков, то им придется туго. По словам Виктора Корнишина, новый недорогой “НЕФАЗ” предприниматели смогут окупить только через пять лет эксплуатации и лишь при условии, что тарифы на проезд будут увеличены как минимум на три рубля и решится вопрос с дотациями на льготный проезд. Будем надеяться, что городские власти вправе решить эти вопросы...
"Время и деньги" №31 от 21.02.07 |