21.02.07В свободном плавании училища могут пойти ко дну | Ольга МАЧНЕВА
Правилам новой жизни в условиях образовательного кластера начали обучать в понедельник директоров татарстанских профучилищ. За то, чтобы узнать, что такое кластеры и АОУ, каждый из участников двухдневного семинара заплатил по 2800 рублей, оторвав их от скудного бюджета своих пока еще госучреждений.
О том, что под красивыми лозунгами про создание кластеров кроется желание государства сбросить с себя груз "лишних" забот по содержанию учреждений начального профессионального образования, директора профучилищ догадались уже и без всяких семинаров. Взять хотя бы расходы на питание учащихся... Сегодня всем, кто пришел в училище после 9-го класса, полагаются бесплатные обеды на 30 рублей в день. Если училища будут преобразованы в колледжи и туда будут принимать только после 11-го класса, с бесплатными обедами можно будет сразу же покончить. Вот вам и наглядный пример экономии, а за ним - тысячи детей, для которых бесплатный обед в училище - единственная возможность поесть за целый день.
Еще один пример экономии - если все татарстанские школьники останутся в школе до тех пор, пока не закончат 11-летку, срок обучения в профучилищах можно будет сократить с трех лет до года. Видимо, чиновники - "отцы" кластерной идеи настолько далеки от народа, что не способны представить детей из бедных семей, которые в силу жизненных обстоятельств не могут позволить себе просиживать штаны за школьной партой два дополнительных года. А ведь даже директора казанских училищ, не говоря уж про сельские, могут рассказать немало реальных историй про мальчиков, которые ходят на учебу пешком с другого конца города, потому что у них нет денег на проезд, и про девочек, которые пропускают занятия, потому что у них с мамой одни сапоги на двоих...
Специалисты, которые по многу лет работают в системе начального профобразования, не верят в то, что профильные классы школ смогут дать старшеклассникам минимальную рабочую квалификацию, как это планируется сделать в рамках кластеров: у школ для этого нет ни возможностей, ни желания. И в советские-то времена школьники напрасно теряли время в УПК, а теперь и подавно. В итоге школы не научат детей никаким рабочим специальностям, а просто будут "терпеть" двоечников и троечников не до 9-го класса, как сейчас, а до 11-го...
Как предполагают директора татарстанских профучилищ, идею с созданием кластеров в Татарстане - этаких монстров, объединяющих училища,техникумы и университеты, не в последнюю очередь лоббировали и ректоры местных вузов. Ведь сначала планировалось, что вузы станут во главе образовательных кластеров и через них пойдет финансирование не только высшего, но и начального, и среднего профобразования. Довольные такой перспективой ректоры уже начали было по-хозяйски обследовать площади подшефных техникумов и училищ, считать квадратные метры.
Однако вскоре выяснилось, что имеющие федеральное подчинение вузы не вправе раздавать корочки со своими "лейблами" выпускникам профессиональных колледжей, и финансировать колледжи через вузы тоже не получится, так что университеты будут стоять во главе кластеров скорее формально. После этого ректоры заметно охладели к кластерной идее, но все же не потеряли к ней интереса окончательно.
В канун надвигающегося демографического кризиса вузы готовятся к ситуации, когда им придется реально охотиться за абитуриентами. В таких условиях отчеты о количестве учащихся в подшефном колледже позволят ректорам сохранить бюджетные места в вузе и получить из выпускников колледжей студентов на эти места. Правда, при этом остается загадкой, откуда на татарстанском рынке труда возьмутся рабочие - главный "кластерный" продукт?
Но все же главный вопрос, который тревожит директоров профучилищ - как будет работать система госзаказа на подготовку рабочих кадров? Ведь по правилам кластеров госзаказ будет утверждаться при условии заявки работодателя, подтвержденной финансированием. Ну, допустим, крупные бюджетообразующие предприятия действительно смогут заказать себе специалистов и вложить средства в их образование на паритетных началах с государством. Однако таких предприятий - меньшинство. А вот, к примеру, предприятия легкой промышленности, которые у нас сейчас скорее мертвы, чем живы и с трудом платят зарплату своим работникам, разве смогут оплатить подготовку молодежи? Если же портных и закройщиков никто не закажет, их перестанут готовить, и тогда через несколько лет отечественный легпром умрет окончательно, потому что старые кадры уйдут на пенсию...
А вообще странно, как можно всерьез рассуждать о госзаказе, если сейчас даже никто точно не знает, сколько, к примеру, в Казани кафе или парикмахерских. Сегодняшняя стихийная экономика и такой же стихийный рынок труда практически не подвластны контролю и мониторингу. И переводя профучилища и техникумы из категории государственных в категорию автономных образовательных учреждений, татарстанские власти, похоже, пытаются снять с себя не только груз финансовых забот, но и ответственность за происходящее на трудовом рынке.
По мнению директоров казанских профучилищ, если сейчас отдать госзаказ на подготовку рабочих на откуп полумертвым предприятиям, мы рискуем потерять многие специальности, которые через какое-то время окажутся востребованными. Непонятно, для чего Татарстан изобретает какие-то кластеры, если можно просто перенять опыт Москвы. Там заказ на подготовку кадров формируют муниципальные власти. Мэр Юрий Лужков поддерживает все столичные профучилища (в Москве их тоже переименовали в колледжи, однако не перевели в категорию АОУ) и добивается, чтобы оставшиеся колледжи федерального подчинения также отдали городу. Окруженные заботой муниципальных властей, столичные колледжи не бедствуют: средняя зарплата у московских преподавателей начального профобразования - 15 тысяч рублей, у казанских - 5 тысяч.
"Вечерняя Казань" №25 от 21.02.07 |