15.02.07Для Ту-334 нашли способ продвижения | Луиза ИГНАТЬЕВА
Вчера глава Роспрома Борис Алешин заявил в Казани, что создаваемая Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), ОАО «Туполев» и ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова» (КАПО) учредят совместную компанию по продвижению Ту-334.
Параллельно с ней власти Татарстана намерены разработать собственный бизнес-проект организации серийного производства на КАПО с привлечением средств инвестфонда при МЭРТ. Таким образом, даже спустя два года после перевода производства Ту-334 из Луховиц в Казань будущее российского самолета по-прежнему остается туманным.
Вчера завершился рабочий визит главы Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина в Татарстан. По его окончании президент республики Минтимер Шаймиев и господин Алешин сообщили о подписании двухстороннего протокола, предусматривающего реформирование и размещение гособоронзаказа на федеральных предприятиях ВПК, работающих в Татарстане (ФГУП «Завод имени Серго», ФГУП «Точмаш», ФГУП «Казанский пороховой завод», переведенный два года назад в казенное предприятие, ФГУП «КАПО имени Горбунова»).
Обобщая содержание протокола, господин Алешин сказал, что «вопрос преобразования каждого из предприятий рассматривается как эксклюзивная конструкция», так как «при нынешнем состоянии промышленности нельзя применять какие-то стандартные схемы». В качестве примера существования различных уровней развития татарстанских ФГУПов господин Алешин привел Завод имени Серго и ФГУП «Точмаш». По мнению главы Роспрома, первый обладает настолько «большой программой производства бытовой холодильной техники», что ее совмещение с выпуском продукции военного назначения просто невозможно. «Надо думать о каком-то радикальном подходе», — сообщил господин Алешин, из чего напрашивается вывод о предстоящем исключении завода из списка стратегических предприятий РФ с последующей приватизацией. В то же время казанский «Точмаш», выпускающий взрыватели для боевых устройств, находится в состоянии банкрота и нуждается в кардинальном реформировании. Вчера господин Алешин сообщил, что завод будет преобразован в казенный (то есть будет находиться на бюджетном обеспечении), а его мощности будут сохранены. По поводу будущего порохового завода господин Алешин объявил сенсационную новость: Роспром поддержал предложение правительства Татарстана о строительстве аналогичного завода в Менделеевске, после чего казанский завод, занимающий огромную площадь в Кировском районе города, будет снесен.
Однако президент Татарстана Минтимер Шаймиев тут же заметил, что «это случится не так быстро, как можно подумать», дав понять, что делать столь категоричные заявления о сносе порохового завода преждевременно. «Вот когда мы построим новый завод, тогда вы можете спросить, а что делать со старым?» — указал господин Шаймиев. Впрочем, главной темой встречи господина Алешина с президентом Татарстана по-прежнему остается будущее ближнемагистрального самолета Ту-334, который был переведен два года назад по постановлению правительства РФ из РСК «МиГ» на ФГУП КАПО, но его серийное производство до сих пор откладывается. В течение всего этого времени не утихали дискуссии о востребованности этого лайнера, разработанного ОАО «Туполев» в конце 80-х годов. В преддверии акционирования и последующего вхождения КАПО в ОАК было неясно, останется ли лайнер в модельном ряду авиакорпорации и какое место в ней займет КАПО. Положение усугублялось тем, что из новой редакции федерально-целевой программы «Развитие гражданской авиатехники до 2010 года», принятой Минпромэнерго и Роспромом в конце прошлого года, Ту-334 был исключен. Вчера господин Алешин сделал первое официальное заявление о востребованности казанского лайнера, которое может положить конец многолетним спорам. Борис Алешин сообщил, что для организации производства Ту-334 может быть создана совместная компания, в которую войдут ОАО ОАК, ФГУП КАПО и ОАО «Туполев». Глава Роспрома отметил, что ближнемагистральный самолет Ту-334 является на сегодняшний день актуальным, «хоть разное количество мнений бытует на этот счет». «Я хотел бы поставить в некотором смысле точку: машина современная, она является детищем очень умелого конструкторского бюро и завода. Она является полупродуктом — это факт», — подчеркнул Борис Алешин. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, в свою очередь, сказал: «Поставлена задача, специалисты будут заниматься, включая и конструкторские бюро, для того чтобы представить конкурентоспособный проект. Сам по себе самолет есть. Будем работать, чтобы он стал продуктом для продажи. Но изучать надо весь спрос, не на десяток машин, а на несколько сотен машин, чтобы быть уверенным. Потому что поставить самолет на производство — дело очень затратное». Таким образом, вероятность организации его серийного производства на КАПО может получить объективную бизнес-оценку именно этой компании. Впрочем, одновременно с ней власти Татарстана намерены разработать собственный бизнес-проект организации серийного производства на КАПО с привлечением в том числе и средств инвестфонда при МЭРТ, сообщил источник в правительстве. «Если Татарстан сможет самостоятельно найти инвесторов на Ту-334, то кому понадобится мнение маркетинговой группы ОАК», — недоумевают в правительстве РТ.
"Коммерсант. Волга-Урал" №24 от 15.02.2007 |