14.02.07Станция Юдино: жилищный тупик | Раиля МУТЫГУЛЛИНА
Спасаясь от экономического кризиса в годы дефолта, ряд крупных промышленных предприятий, в том числе и Казанское отделение Горьковской железной дороги, скинул социальный балласт на муниципальные власти. Что из этого получилось на примере поселка Юдино?
История этого поселка начинается с 1924 года, когда на месте железнодорожного разъезда Красные Горки, что под Казанью, руководство молодой Страны Советов решило построить крупный транспортный узел между центром и Уралом.
Разразившийся в 1998 году промышленный кризис поставил многие предприятия перед выбором: или они избавляются от обслуживания своих социальных объектов, или погибают. Чтобы избежать краха промышленности, правительство пошло на вынужденный шаг - законодательно передать всю социалку (жилые дома, детские сады, школы, учреждения культуры и здравоохранения) муниципальным коммунальным хозяйствам. Действие возымело успех, крупные холдинги остались на плаву и теперь успешно процветают. Проиграли в этой ситуации муниципальные власти, а главное, жители переданных домов: жилье-то к тому времени было далеко не новым, а местами и порядком обветшалым, не видавшим капитальный ремонт несколько десятков лет.
Именно в такой ситуации оказались и жители поселка Юдино. В 1999 году администрация Кировского района приняла от Казанского отделения ГЖД на свой баланс свыше 270 домов, многие из которых были построены в конце 20 - начале 30-х, а в самом поселке на тот момент числилось около 290 домов, то есть 94 процента всего жилого фонда. Плюс к этому детсады, школы, больницы и тому подобное.
Улица Железнодорожников поселка Юдино. Деревянные двухэтажные дома с сарайчиками, с удобствами во дворе (одна будочка, почти развалюха, на восемь семей). Правда, есть централизованное отопление и водопровод, но ванны нет. Железнодорожники по роду своей работы не привыкли к комфортным излишествам, и все же они тоже мечтают о современном благоустроенном жилье. Хотя тут же оговариваются, мол, наши дома не признаны ветхими, а вот дом №10, он уже аварийный, в нем погорельцы живут.
Зайдя в подъезд указанного дома, ловлю себя на мысли, что попала в дореволюционное время. Деревянные скрипучие лестницы. Обитые фанерой стены подъезда, щели в два пальца. В открытом чердачном лазе видна щербатая крыша. Как выяснилось, дом этот маневренный и проживают в нем жители с улицы Приволжской. Два года назад в результате пожара несколько семей остались без жилья, и их заселили сюда. Вместе с мамой и дочкой на улицу Железнодорожников попала и Евгения Уткина.
- Новое жилье нам обещали дать через год после пожара, - рассказывает Женя. - Но прошел год, теперь уже два. Сейчас нам говорят, что еще год придется ждать. Мы уже устали жить в подвешенном состоянии.
- С начала Программы по ликвидации ветхого жилого фонда из поселка Юдино в новые дома вселились свыше 680 семей, - рассказывает заместитель главы администрации Кировского района Наиль Минвалеев. - Основная часть новоселов переехала в Азино, немного - в Ново-Савиновский район. Новые квартиры люди получили, но возникла проблема с тем, как добираться до работы, ведь большая часть переехавших трудится на железной дороге. Тогда было принято решение на уровне руководства республики о строительстве двух девятиэтажек для железнодорожников в самом поселке.
- Чтобы решить проблему с ветхим жильем не только в Юдино, но и во всем Кировском районе, мы разработали программу реновации жилого фонда, - знакомит со своим видением выхода из тупиковой ситуации глава Кировского района Александр Сергеев. - Предполагается снос ветхого малоэтажного жилья, а на освободившейся площади строительство новых высоток. Взамен старых кировчане получат равноценные по метражу квартиры, только новые. Эта программа дает реальный шанс на получение современного и комфортного жилья.
"Казанские ведомости" №32 от 14.02.07 |