13.02.07Зачистка преференций | Марина ЮДКЕВИЧ
Вечером в минувшую пятницу проект федерального закона об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между госвластями РФ и Татарстана был принят Госдумой РФ во всех трех чтениях. Вернувшись из Москвы, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин рассказал, как принималось это решение и какие трудные вопросы еще нужно урегулировать, чтобы новый договор все-таки вступил в силу.
- Этот договор, похоже, вызвал удивительное по нынешнему времени разномыслие российских политиков. Уже то, что этот закон был внесен в повестку заседания Госдумы на 19 января, накануне юбилея татарстанского президента, но за пару дней до этой даты исчез из повестки, показывает, что гарантировать его принятие было невозможно. А ведь вы специально летали в Москву, чтобы обговорить этот вопрос со спикером Госдумы Борисом Грызловым...
- Я провел целую серию переговоров еще до того, как этот договор был включен в повестку заседания Госдумы. Были встречи с руководителями фракций, включая Геннадия Зюганова, с председателем профильного комитета по конституционному законодательству Госдумы Владимиром Плининым, с председателем нижней палаты парламента Борисом Грызловым. Разговор был о том, что по поручению президента РФ рабочая группа больше года работала над текстом договора, потом еще долго пришлось работать над получением правовой экспертизы ГПУ - Главного правового управления, и там удалось доказать, что этот договор не нарушает никакой статьи Конституции и действующего законодательства... Все, что было связано с некоторыми преференциями, федеральная сторона вычистила. И только после этого договор подписали два президента - России и Татарстана, он был облечен в форму закона, и Владимир Путин направил его в Госдуму.
- Тем не менее когда законопроект все-таки дошел до обсуждения, это обсуждение было довольно бурным. В итоге 9 февраля он был принят 306 голосами, т.е. за него голосовала лишь фракция "Единой России".
- А знаете, я даже благодарен тем, кто на заседании Госдумы выступал против - а практически представители всех фракций выступили против... Но я внимательно слушал и убедился, что юридических аргументов у них нет. Они все переводили в политическую плоскость: что этот договор может нарушить равноправие регионов... Равноправие субъектов Федерации остается, но равных - одинаковых - субъектов нет! Например, та же Калининградская область давно уже живет в условиях особой экономической зоны, и т.д. Я ожидаю, что и в верхней палате парламента, Совете Федерации, тоже будет непросто. Не хотелось бы, чтобы какое-то политическое, партийное противостояние на этом произошло. Не хотелось бы...
- Но эти противоречия, похоже, в данном случае являются фактом и уж в любом случае - нормой. Политики и должны все переводить в политическую плоскость, в противном случае зачем они нужны - хватило бы ГПУ...
- Да, де-факто, видимо, противостояние есть. Но и в Совете Федерации более 100 сенаторов - представители "Единой России"... И это ведь палата регионов, если уж по большому счету говорить. Мне кажется, там тоже найдется разумное решение, и закон будет принят.
- А если нет?
- Это крайний вариант, который мы тоже обсуждаем. В случае отклонения этого закона Советом Федерации единственное решение - создание согласительной комиссии. Но сама процедура работы такой согласительной комиссии - она не прописана, что создает некий правовой вакуум. В сам договор вносить изменения не правомочен никто, поскольку механизм его принятия другой (он принимается парламентом Татарстана)... Единственный путь - преодоление вето Совета Федерации квалифицированным большинством Госдумы. Но я думаю, до этого дело не должно дойти. Не хотелось бы, чтобы именно по этому закону возникло какое-то противостояние между верхней и нижней палатами российского парламента.
- Со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым вы тоже общались в конце января по этому вопросу. Ваша встреча произошла после того, как он в категорической форме заявил об идеологической неприемлемости таких договоров. Удалось превратить противника в союзника? |