Алина МИНИБАЕВА
КАЗАНЬ — С этого города в Поволжье началась массовая экспансия крупнейших федеральных и зарубежных ритейлеров в регионы и масштабное строительство крупных торговых объектов. Разговоры о том, что рынок перегрет, появились еще в начале 2006 г., к 2007 г. в Казани образовался ощутимый излишек торговых площадей. Аналитики предлагают девелоперам развивать другие форматы: “магазины у дома”, дисконт-центры и т. п.
По подсчетам мэрии Казани, в 2006 г. на 1000 жителей города приходилось по 811 кв. м торговых площадей (в 2005 г. — 775 кв. м). По данным Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko (C&W/S&R), в городе действуют 28 торгово-развлекательных центров общей площадью около 606 000 кв. м (стрит-ритейл консультанты не учитывают). В 2005 г. в городе было открыто семь современных ТЦ, в 2006 г. введено в эксплуатацию 145 200 кв. м торговых площадей.
Активная экспансия ритейлеров и масштабное строительство торговых центров в Казани началось в 2004 г. — тогда было построено 10 объектов. “Множество компаний почти одновременно начали строительство”, — говорит Андрей Гируцкий, заместитель генерального директора компании “Единая арендная система”. Он подчеркивает, что непрозрачность рынка и закрытая градостроительная политика городских властей приводила к тому, что инвестор зачастую не знал, что за объект возводится в непосредственной близости от его торгового центра. В результате построенные ТЦ оказались похожими по концепции и стали прямыми конкурентами при ограниченной емкости покупательских потоков, рассказывает эксперт.
В 2006 г. в Казани начали работать крупнейшие торговые объекты. В ноябре открылся многофункциональный ТРЦ “Кольцо” (владелец “Эдельвейс-групп”). Общая площадь комплекса равна 46 800 кв. м, торговая занимает 23 560 кв. м. Якорными арендаторами стали супермаркет электроники “М.Видео” и шестизальный кинотеатр “Каро Фильм”.
В ноябре открылся и многофункциональный комплекс “Корстон” общей площадью 72 000 кв. м (инвестор и владелец — “Комплекс гостиницы “Орленок”). Под крышей комплекса соседствуют торговый центр (16 800 кв. м), бизнес-центр, заявленный как класс А, четырехзвездочная гостиница и зона развлечений.
В этом же году в Казани был открыт второй ТЦ ведущей национальной сети супермаркетов “Бахэтле”. Его общая площадь — 3500 кв. м, торговая — 2800 кв. м. В конце 2006 г. “Бахэтле” вышла и на московский рынок, открыв супермаркет на Алтуфьевском шоссе.
К крупным торговым объектам Казани в 2006 г. добавился торгово-офисный центр “Сувар Плаза” (владелец — “Сувар — Казань”). Его общая площадь — 54 000 кв. м, офисная — более 13 000 кв. м, торговая — 33 500 кв. м, якорные арендаторы — универсам “Патэрсон”, оператор бытовой техники и электроники “Мир”, Banana-mama.
В 2006 г. начал работать “Парк-Хаус” общей площадью 70 000 кв. м (владелец — самарская ГК “Время”).
Наряду с новыми объектами в Казани действуют введенные ранее “Тандем”, “Южный”, XL, “Бахэтле”, “Сити-центр”, OBI, Metro, IKEA и др.
В начале 2007 г. арендные ставки в ТЦ равнялись в среднем 1000 руб. за 1 кв. м в месяц, говорит Елена Кипенко, консультант C&W/S&R. По ее словам, сейчас ставки зафиксировались. В торговых центрах площади на продажу не предлагаются. Средняя стоимость 1 кв. м на первичном рынке колеблется от 25 000 до 56 000 руб. Торговые объекты в Казани окупаются в среднем за семь лет, подытоживает Кипенко.
Гируцкий говорит, что рынок перенасыщен. По его данным, к началу 2007 г. около 0,5 млн кв. м торговых площадей были не востребованы — ТЦ просто не хватало арендаторов. Переизбыток касался в основном помещений площадью от 50 до 200 кв. м. Напротив, торговые площади в 7000-10 000 кв. м на рынке были в дефиците. С ним соглашается Леонид Рахимов, генеральный директор компании “Сити-центр”. По его словам, на рынке сложилась диспропорция: помещения небольшой площади в избытке, а крупные арендаторы столкнулись с недостатком адекватных предложений.
Эксперт предлагает девелоперам сосредоточиться на формате супермаркетов, дисконт-центров и магазинов шаговой доступности — эта ниша в Казани сейчас практически свободна. “Воскресные” выездные покупки не всегда удобны, а хороших магазинов у дома, особенно в новых спальных районах, почти нет“, — аргументирует Рахимов.
Как сообщили в мэрии Казани, в 2007 г. власти намерены стимулировать развитие магазинов у дома. В текущем году будет разработана “Программа предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания шаговой доступности”.
Строительство крупных объектов в Казани завершается. Аналитики говорят, что наступает время окончательного перераспределения покупательских потоков. В 2007 г. запланировано открытие магазина “Магнит” (инвестор — “Тандер”), ведутся подготовительные работы по строительству супермаркета “Бахэтле”, шесть гипермаркетов в республике планирует открыть до конца 2008 г. “Техносила”.
Если заявленные проекты будут реализованы, то объем торговых площадей увеличится еще на 243 000 кв. м, достигнув к 2008 г. примерно 850 000 кв. м, подытоживает Кипенко. Она отмечает, что региональные российские сети по-прежнему “хотят в Казань, но достойных мест для крупных арендаторов не осталось”.
"Ведомости" №25 от 13.02.07 |