13.02.07Кого закажут, того и научат | Ольга МАЧНЕВА
Еще одно непонятное словцо - "кластер" вошло в обиход татарстанских чиновников. Поскольку создание этих самых кластеров в системе образования республики вот уже битых полгода обсуждается на совещаниях в разных министерствах и на заседаниях правительства, создается впечатление, что жить дальше без кластеров нам действительно нельзя, что они необходимы нам как воздух.
Не получив от "носителей" новомодного термина внятного ответа, а что же такое собственно "кластер", я обратилась к словарям... Как выяснилось, не каждый словарь дает толкование "кластера". Разве что "Энциклопедия социологии" пояснила: "Кластер - это группа объектов, выделенная с помощью одного из методов кластерного анализа по формальному критерию их близости друг к другу"... Что ж, и на том спасибо.
Похоже, именно формальные критерии близости разных учебных заведений друг к другу и станут основополагающим фактором при создании в Татарстане образовательных кластеров - этаких монстров, которые объединят вузы со схожими по профилю учреждениями среднего и начального профобразования. На правах заказчиков, частичных финансистов учебного процесса и потребителей готового образовательного продукта (выпускников) в кластеры войдут и профильные предприятия.
Изначально предполагалось, что пресловутые кластеры помогут убить сразу множество зайцев. Во-первых, решат проблему дефицита рабочих кадров - якобы школьники потянутся в ПТУ, потому что те будут выдавать им на выходе "корочки" с логотипом головного кластерного вуза, а это престижно. Во-вторых, создание в Татарстане 30 - 40 крупных колледжей вместо нынешних 158 училищ и техникумов позволит хорошенько оснастить эти учебные заведения современным оборудованием и тем самым повысить качество образования. В-третьих, государство перестанет кидать деньги на ветер, то есть тратить их на подготовку никому не нужных кадров, а будет оплачивать из бюджета лишь подготовку заказанных предприятиями специалистов, все остальное - на коммерческой основе. Кластерные предприятия, в свою очередь, обязуются обеспечить учащимся практику, а впоследствии - их трудоустроить...
Однако по ходу пьесы с организацией кластеров в Татарстане идея с вузовскими "корочками" для выпускников ПТУ, казавшаяся ее авторам такой гениальной, уже потерпела фиаско. Выяснилось, что госвузы, имеющие федеральное подчинение, по закону не вправе выдавать выпускникам училищ дипломы со своей маркой - ведь они ж вузы! Да и стоило ли ожидать толку от этой затеи? Даже если школьники и потянулись бы в училища за престижными "корочками", кто сказал, что они с этими "корочками" пошли бы в рабочие?
Идея с госзаказом на подготовку рабочих тоже выглядит сомнительно. Если уж у нас рынок труда так страдает от нехватки рабочих рук, зачем же искусственно ограничивать подготовку рабочих? Что будет, если базовое предприятие кластера закажет училищу, к примеру, 15 сварщиков, а мальчик Вася окажется 16-м и заплатить за свою учебу он не сможет, потому что у него родители пьяницы? Куда и на кого ему идти учиться, если даже в профучилища будет "платный вход"?
Так что пока на поверхности лишь один видимый эффект от создания образовательных кластеров в Татарстане - укрупнение и слияние учреждений начального и среднего профобразования и резкое сокращение бюджетного набора в них. Недавно директорам казанских профучилищ и техникумов разослали в качестве наглядного примера табличку, на которой к Казанскому торгово-экономическому техникуму присоединяется стрелочками 6 "формально близких" профучилищ и лицеев. В итоге образуется новое образовательное заведение - Казанский колледж торговли и службы сервиса. И так поступят, видимо, со всеми училищами и техникумами республики - объединят их в колледжи... Как считают в минобразе, слово "колледж" звучит для молодежи гораздо привлекательнее, поэтому в Москве давно уже все училища и техникумы стали колледжами. Но Татарстан пойдет дальше Москвы и поэтому кроме колледжей впервые в России создаст еще и кластеры, перекраивающие всю систему начального и среднего профобразования. По последним данным, их будет 14 - нефтехимический, энергетический, агропромышленный, высоких технологий, здравоохранения...
"Вечерняя Казань" №20 от 13.02.07 |