Алексей БРУСНИЦЫН
Первую прибыль за девять лет своего существования получил по итогам прошлого года Казанский жировой комбинат. 10 миллионов рублей – неплохой результат для предприятия, которое еще пару лет назад имело годовые убытки в 44 миллиона рублей. Всего за год предприятия превратилось из безвестного локального производителя в компанию, реализующую продукцию по всей России. В самом же Татарстане на долю КЖК приходится каждая третья бутылка масла, купленная в республике.
Однако, как считают на комбинате, все это только начало. Увеличив оборот за 2004 год в 2,5 раза, компания рассчитывает в ближайшие два года вырасти еще в 6 раз, захватить 10 процентов федерального рынка майонеза и построить новый маслоэкстракционный завод.
Столь разительные перемены произошли на комбинате после того, как в мае 2003 года его приобрела группа компаний "Нэфис косметикс", известная как крупнейший отечественный производитель моющих средств. О том, как новая команда менеджеров сумела за короткий срок добиться невозможного, мы поговорили с председателем совета директоров "Казанского жирового комбината" Дмитрием Самаренкиным.
- Когда мы сюда пришли, предприятие работало в убыток. Первое, что мы сделали, - провели технический аудит, выявили недостатки, узкие места на производстве. После этого объявили тендеры на поставку оборудования и запустили программу модернизации производства. С тех пор в техническое переоснащение было инвестировано свыше 10 миллионов долларов.
Во-первых, мы серьезно переоснастили производство растительного масла, увеличив мощности по его производству почти в 9 раз - до 50,5 тысяч тонн в год. И, что еще важнее, за счет замены оборудования нам удалось резко улучшить качество. Если раньше казанское масло соответствовало требованиям ГОСТа по 7 показателям, то теперь - отвечает международным стандартам по 15 параметрам.
Масло – основное сырье для майонеза, выпуск которого мы наладили с нуля. Сейчас мы способны производить порядка 44 тонн майонеза и еще 14 тысяч тонн разнообразных соусов. Эти мощности соответствуют примерно 10 процентам российского рынка майонеза и позволяют производить продукции больше, чем на 3 миллиарда рублей.
- Помнится, в начале 90-х власти были сильно увлечены идеей закончить строительство комбината. Из бюджета были выделены огромные по тем временам деньги. Завод построили, оборудование установили самое новое. Но результат, как мы знаем, был плачевный. Почему вы уверены, что теперь все будет иначе?
- Государство - неэффективный инвестор и неэффективный собственник. Фактически в 1996 году была запущена только первая очередь завода - несбалансированная и не самодостаточная. В технологическом цикле были узкие места, которые серьезно сдерживали производительность, да и качество оставляло желать лучшего. Финансы были расстроены с самого начала - вложив миллионы долларов в строительство, государство с первого дня оставило предприятие без оборотных средств. Но самое главное – здесь никто не умел продавать товар - исследовать рынок, создавать сильные торговые марки, мощные дистрибуторские сети. А ведь сегодня именно это умение на первом месте.
Самое масленое?
- Судя по выставочным дипломам, крупным заказам, полученным буквально за несколько месяцев, вам уже на старте удалось занять одно из лидирующих мест в России по качеству продукта. Как вам это удалось?
- Иначе и быть не могло. Раз у нас самое новое оборудование - значит, должно быть самое лучшее качество. И действительно наше растительное масло соответствует всем международным стандартам и по некоторым параметрам превосходит конкурентов. Лучше всего качество майонеза могут оценить производители майонеза, который на 67 процентов состоит из масла. Для них жизненно важно, чтобы этот исходный продукт был высочайшего качества, они сразу же чувствуют малейшие изменения. Так вот, ряд ведущих производителей майонеза в России используют масло нашего производства. |