Алина КАДЫРИНА
Эта женщина занимается журналистскими расследованиями. Жанр небезопасный: повестки в суд она даже не забирает из почтового ящика. В первой книге “Записки рядового информационной войны” (“Кто подставил Ходорковского?”) главный редактор агентства “Stringer” Елена Токарева рассказала о закулисье информационных войн. На днях в гипермаркете “Книжный двор” состоялась презентация ее нового романа “Лохness. Роман с чудовищем”, написанного в модном жанре антигламура.
- В книжной среде сейчас принято делать проекты. У вас есть проект?
- Есть. Пока его никто не оценил. Я считаю, что современный интересный думающий человек может написать о себе любимом одну книгу - не больше. Вторую он вымучивает. К примеру, журналистка Елена Трегубова написала крутую книгу “Байки кремлевского диггера”, а вторая ей не удалась. Предлагаю издать серию современной документальной прозы, non-Fiction: по одной книге от каждого персонажа.
- Но литературного мастерства недостаточно. Писателя делает опыт.
- На долю каждого человека выпадает не так много, но один яркий кусок его жизни можно описать и вплести в общую ткань жизни страны.
- В вашей новой, на этот раз художественной книге “Лохness. Роман с чудовищем”, апеллирующей к “Духless” Сергея Минаева, вы пишете о гламуре. Что вы понимаете под словом “гламур”?
- Возьмем “Войну и мир” - совершенно гламурный роман. Мир - это гламурно, война - нет. Вся дворянская литература была гламурной, в современной прозе под этим словом подразумевается что-то другое. Я придумала афоризм “Гламур - чтиво для дур” и все время над ним хихикаю.
- Посылка вашей книги сводится к антигламуру.
- Это роман о том, как целое поколение постаралось прожить в матрице, так, чтобы страна и ее события не затрагивали бы их комфортной среды. Их баров, ресторанов, корпораций, экстремальных развлечений. Гламурное чтение зашло в тупик и начало воспроизводить себя в застывших формах. Антигламур появился в пику эпигонам. Авторам хочется посолить и поперчить это пирожное.
- То есть гламурный Fiction можно интерпретировать как новое литературное направление..
- Да, наши читатели изрядно устали от грязи и жестокости.
- Вернемся к вашей первой книге “Записки рядового информационной войны”, рассчитанной прежде всего на коллег по цеху, где вы предлагаете журналистам сделать выбор: аплодисменты или деньги. Что выбираете вы?
- Деньги. В этой книге я говорю журналисту: журналистская слава - вещь недолгая и неблагодарная. В личном плане известность журналисту очень опасна. Если тебя знают - ты мишень. Никогда не убивают малоизвестных журналистов. Убийство журналиста всегда носит ритуальный характер. Это не месть. Это управление через страх. Раньше журналист рисковал жизнью, как акробат на проволоке - на глазах у публики. Он был кумиром толпы. Сейчас социологические исследования констатируют: пятьдесят процентов российского населения страдает особым видом кретинизма - не может прочитать длинный текст, проанализировать и сделать выводы. Стоит ли метать бисер перед этой толпой? Анна Политковская принесена на алтарь неизвестно чего, ее имя после смерти изваляли в грязи. Ради чего девка умерла? Более того - один журналист ничего не сделает. Если вы ставите целью добиться решения каких-то социальных вопросов, лучше действовать исподволь и с помощью коллег. Так что я выбираю деньги: лучше быть богатым и здоровым, и это не мешает выполнить социальную задачу. Современная журналистика не нацелена на создание брендов, за исключением разве что Хинштейна. Это - коллективная работа.
- У информационных игр есть правила?
- Я придерживаюсь правила разведчика: можно все - но только один раз.
- В “Записках рядового информационной войны” вы сдаете имена, пароли, явки влиятельных персон, замешанных в деле ЮКОСа. Книга вызвала раздражение? |