Эрмитаж, не гони лошадей… | Светлана БЕССЧЕТНОВА
Культурным событием недели в республике обещала стать открывшаяся в последних числах января в центре «Эрмитаж-Казань» выставка «Полцарства за коня… Лошадь в мировой культуре». 600 экспонатов из 80 фондов Государственного Эрмитажа, выставленные в казанском кремле, сулили поразить воображение провинциалов.
И поразили. Я лично впервые в своей жизни оказалась на выставке, где абсолютное большинство экспонатов были не подписаны. Ни времени создания работы, ни страны, ни автора, ни названия – ни-че-го. Догадайся, мол, сама. И это на фоне лекции Михаила Пиотровского, приуроченной к открытию казанской выставки, широко разрекламированных мультимедийных образовательных программ, которыми Эрмитаж собирается одарить казанские школы, а также конного шоу, устроенного в честь третьей казанской выставки из Эрмитажа – не говорю уже о восторженных рецензиях в СМИ.
Мы пришли на выставку через день после открытия. Взяли с собой детей, которым было сказано, что они увидят что-то совершенно чудесное. Они увидели стоящую у входа «Лошадь в радостной попоне» - один из немногих снабженных подписью экспонатов, и следом – округлившиеся глаза взрослых. Конечно, по-своему это забавно – отгадывать эпохи и традиции, давать имена и придумывать свои истории. Но вообще-то на выставки такого рода люди обычно ходят не для того, чтобы пришпоривать воображение. Хотелось не домыслов, а знаний, не придумок, а понимания. И мы были не одиноки в своем потрясении.
- А почему подписей-то нигде нет? – пытал мужчина в золоченых очках милейшую смотрительницу зала.
- Да питерцы не успели, - извиняющимся тоном отвечала она.
- А почему открыли без подписей?
Женщина пожимала плечами, всем видом показывая, что это вне ее компетенции.
- Давайте хоть каталог купим, чтобы ориентироваться, - вспомнила я красивые издания, продающиеся у входа.
- Каталоги стоят тысячу триста, - не стала меня обманывать смотрительница.
- А экскурсии у вас есть? – муж решил биться до конца.
Выяснилось, что экскурсии есть («сегодня и завтра бесплатные, ну а потом уже за деньги…»), но экскурсовод сейчас в пятом зале, и мы в принципе можем идти, присоединяться и слушать, а потом он, может быть, даже снова все начнет рассказывать – минут через пятнадцать-двадцать... Мы бросились вдогонку за экскурсией, но быстро поняли, что слушать с середины – все равно, что доедать чужой огрызок. Второй экскурсовод вел двух англичан. Одна фраза о выставке – длинный перевод – вопрос на английском – перевод вопроса – ответ экскурсовода… Дети окончательно потеряли ориентацию. Старшая заскучала, младщая захныкала. Мы вернулись к началу экспозиции и к своим импровизациям на тему увиденного.
Хороша ли казанская выставка? К сожалению, не знаю. И что за поразительные работы и уникальные вещи предстали перед нами – остается только догадываться. Но главная тайна выставки все-таки другая: что заставило уважаемых специалистов из Эрмитажа так гнать лошадей? Куда они так спешили, что позволили себе открыть неготовую, в сущности, выставку?
Впрочем, у меня есть своя версия ответа. Выставка, очевидно, задумывалась как подарок к юбилею Шаймиева. Известные всей страны мифологемы гласят, что он страстный любитель лошадей, а в Татарстане по-прежнему прямо-таки культ коня. Отчего же не потрафить этой безобидной страсти?
Но, очевидно, не получилось. То ли хорошая мысля, пришла, как водится, с запозданием, то ли еще что стряслось. Во всяком случае, генеральный директор Эрмитажа на открытии обмолвился о том, что выставка готовилась в крайне сжатые сроки. Тем не менее «Полцарства за коня» открылись в Казани 27 января – ровно через неделю после юбилея. И президент Татарстана на открытии был, и вместе с другими почетными совершил экскурсию по выставке.
Ему отсутствие подписей к экспонатам по понятным причинам в глаза не бросилось… |