29.01.07На всякий норматив найдется счетчик. Или рекламация... | Анна АЛТЫНОВА
В декабре выросли счета за электричество. Вместе со счетами-фактурами казанцам разнесли листовки с текстом соответствующего постановления кабмина и ссылками на соответствующее постановление российского правительства. Но в листовках ни слова о том, что, выполнив ряд несложных формальностей, граждане могут значительно сократить расходы.
В счетах-фактурах плата за свет рассчитана по нормативу - тому самому, который указан в листовках. А норматив нам правительство установило в однобоком расчете на технический прогресс - исходя из предпосылки, что электроприборов включать в сеть в 2007 году мы будем больше, чем в 2006-м, и энергопотребление увеличим в среднем в 1,37 раза. Тот факт, что в современных электроприборах используются энергосберегающие технологии, авторы постановлений в расчет не взяли. Но зато не обязали нас платить строго по нормативу - оставили право платить по квартирным счетчикам.
Позвоните в Единый расчетный центр и уточните, как с вас взимают плату - по нормативу или по счетчику. Если по счетчику, вам прямая дорога на лестничную площадку к счетчику - снять показания, а потом, с цифрами в руках - в свое территориальное отделение ЕРЦ. Там эти показания внесут в вашу платежку. Если у вас нет привычки жечь свет круглые сутки во всех помещениях и пылесосить квартиру по десять раз на дню, перерасчет наверняка будет в вашу пользу: норматив заметно перекрывает среднестатистическую потребность в электричестве.
Если окажется, что за электричество с вас берут по нормативу (потому что счетчик сломался или устарел морально, или просто так давно заведено), идите в Энергосбыт с заявлением, требуйте брать плату по счетчику. Очень вероятно, что вам скажут: прежде установите новый счетчик. За ваш счет, разумеется. Можете с ними спорить - тогда дело затянется на месяцы, в течение которых вы будете по-прежнему переплачивать за энергию. А можете за свои деньги быстро поставить новый счетчик, а потом через суд взыскать с энергетиков его стоимость. Ссылайтесь на пункт 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние, безопасность энергосетей и приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию - выиграете!
Исключение есть всего одно: если вы приобрели в собственность новую квартиру, а в ней счетчика нет, ставить его придется за свой счет (если вы въехали в квартиру в качестве нанимателя, счетчик ставит наймодатель или продавец электроэнергии).
Показания счетчика надо приносить в филиал ЕРЦ раз в месяц, раз в квартал или раз в год - это уж как вам удобнее. Впрочем, раз в год их обязан снимать электрик... но стоит ли на него рассчитывать?
Загвоздка в другом: если в доме установлен еще и общедомовой счетчик, то из его показаний вычтут показания квартирных счетчиков и нормативные расходы для тех квартир, в которых плату за свет берут по нормативу, а остальную сумму, согласно российскому (и списанного с него под кальку местному) постановлению по-братски разделят на всех жильцов - это подтвердила и.о. начальника управления экономического прогнозирования, тарифной и инвестиционной политики минстроя Лилия Сибгатуллина.
Выходит, все усилия сэкономить пойдут насмарку? Ни в коем случае! Если у вас в квартире есть счетчик - не платите "долги", пускай энергетики попытаются потребовать их с вас по суду. Они проиграют, когда вы предъявите справку о показаниях счетчика: требование заплатить за неоказанную услугу незаконно.
Куда сложнее сэкономить на оплате освещения мест общего пользования. Норматив, принятый на уровне российского правительства, - 7 кВт-ч на человека - включает в себя не только лампочку, горящую в подъезде, но и оплату энергии, потребляемой усилителем антенны (даже если антенной вы официально не пользуетесь), и домофоном (даже если его в вашем доме нет) и много чем еще, чего вы и в глаза в своем доме не видели. Несправедливость такого подхода в Минстрое РТ признают, но изменить его самовольно не могут. Говорят, что на этот счет в Москву, в минэкономразвития было направлено письмо с возражениями, но пока ответа нет, значит, придется платить. Впрочем, немного сэкономить даже при этих условиях можно. Если методично фиксировать отсутствие света в подъезде и регулярно относить в управляющую компанию об этом заявления (позвонить по телефону недостаточно), вам сделают перерасчет платы за освещение МОП с учетом того, что услуга оказана не в полном объеме.
"Вечерняя Казань" №11 от 27.01.07
|