29.01.07"Скандалы - не наш стиль" |
- На реализацию таких проектов требуется немало денег. У Эрмитажа минимум финансовых проблем?
- Нет, конечно, но плакаться не буду. Треть денег Эрмитаж сейчас зарабатывает сам, значительную часть этой трети мы получаем с вырученных билетов, которую государство оставляет нам. Не знаю, как сложится будущее, но я считаю принципиально важным, чтобы право пользования собственными средствами у музеев в России сохранилось. Реализовывать многочисленные проекты - реставрационные, образовательные, закупочные, концертные - помогает специальная программа развития "Клуб друзей Эрмитажа", она стартовала в 1996 году. Любой желающий помочь сохранению и развитию Эрмитажа может стать нашим другом. Для этого нужно выбрать одну из категорий членства в клубе: годовой взнос индивидуальных членов - 50 долларов, семейных - 75 долларов, привилегированных - 100 долларов...
- И много у вас друзей?
- Немало. Сейчас хотим повысить минимальный ежегодный взнос для индивидуальных членов до 100 долларов, это поможет быть более внимательными к каждому другу. Есть в клубе и корпоративное членство, где годовые взносы - от 2000 до 99999 долларов и выше, тоже зависят от категории. У каждой категории свои привилегии: начиная от права бесплатно посещать Эрмитаж и быть приглашенным на мероприятия только для членов клуба до права на проведение совместно с Эрмитажем корпоративного мероприятия в стенах музея. Сегодня наш клуб - международный: появились Общества друзей в Нидерландах, США, Великобритании и Канаде. Среди друзей есть крупнейшие мировые компании, но у них - обязательная позиция: музей тоже должен вкладывать средства в проекты. Если спонсоры видят, что партнер беден, не умеет зарабатывать - это несерьезное сотрудничество.
- А Эрмитаж может отказать партнеру в сотрудничестве?
- Был случай. Мы показывали коллекции Эрмитажа в Сибири, и атаковала меня одна газета: как, на чем мы доставили шедевры из Санкт-Петербурга в Сибирь? Такую информацию в целях безопасности мы никогда не а`фишируем. Но газета нашла "слабое звено" и опубликовала маршрут перевозки. Я сразу понял, кто источник утечки информации - вызвал транспортного агента и сказал, что с компанией по перевозке N мы больше не работаем.
- Ваш музей - единственный, который имеет свой оркестр?
- Пожалуй. В 1994 году камерный оркестр "Санкт-Петербург Камерата" официально стал оркестром Эрмитажа. Мы сразу запустили проект "Эрмитажная академия музыки": проводим концерты, фестивали. Музей не содержит музыкантов, мы просто дали им имя, предоставляем площадки для репетиций, берем их с собой на открытие своих выставок по всему миру. В "New York Times" написали, что наш оркестр - лучший камерный оркестр в мире. Я в это не верю, он один из лучших. Хотели привезти его в Казань сейчас, но Казань - такая гордая, говорит, у нас оркестры лучше.
- Вы довольны работой центра "Эрмитаж-Казань"?
- Сегодня Казань - единственный город в России, где понимают смысл концепции "Большой Эрмитаж": создать условия, чтобы наши коллекции были доступны максимальному количеству людей не только в Санкт-Петербурге. Центры Эрмитажа есть в Лондоне, Лас-Вегасе, Амстердаме, готовится еще один в Феррари, а вот в России - только в Казани, на территории Кремля. В целом казанским центром я доволен, но настаиваю, чтобы сделали лифт - стеклянной шахтой, с улицы. Это ужасно некомфортно - подниматься в Эрмитажный центр на четвертый этаж.
- Уже известно, какой проект вы представите в Казани после "лошадиной" выставки?
- Хотим сейчас обсудить будущие выставки, но не получается. Почему? Да потому что я с вами разговариваю!..
"Вечерняя Казань" №11 от 27.01.07
|