29.01.07"Скандалы - не наш стиль" | Айсылу КАДЫРОВА
С Владимиром Матвеевым, заместителем директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию, мы встретились накануне открытия в центре "Эрмитаж-Казань" экспозиции "Полцарства за коня...". Чертовски приятный в общении Матвеев сумел доказать, что сегодня Эрмитаж - это не только "особо ценный объект национального наследия народов России", но и креативный музей, открытый всему миру.
Впервые он близко увидел Эрмитаж... в Центральном военно-морском музее, где любимым экспонатом Матвеева-дошкольника был "волшебный короб" с отверстиями для глаз: смотришь и видишь статичную диораму "Штурм Зимнего"... А вот мечты работать в музее у него никогда не было. Матвеев - выпускник ЛЭТИ (остряки расшифровывали эту аббревиатуру не "Ленинградский электротехнический институт", а "Ленинградский эстрадно-театральный..."), блестяще защитивший кандидатскую диссертацию по истории Академии художеств.
- В Эрмитаже я начал работать в отделе истории русской культуры, - говорит Владимир Юрьевич. - Кстати, в экспозиции "Полцарства за коня..." представлен раритет из коллекции научных приборов и инструментов этого отдела - резная деревянная лошадь работы Бартоломео Карло Растрелли. Эта модель связана с созданием первого конного памятника в русском искусстве, я имею в виду конный монумент Петру I, над которым Растрелли работал по заказу этого царя. Так сложилось, что хоть и начали его делать раньше, установили позже знаменитого "Медного всадника" Фальконе. "Всадника" "ставила" Екатерина II, о чем свидетельствует надпись "Петру I - Екатерина II", а монумент Растрелли с надписью "Прадеду - правнук" - Павел I перед Михайловским замком. Екатерина стремилась подчеркнуть преемственность императорского сана, Павел - родство крови.
- Кстати, о родстве. Вас считают наиболее близким из ныне живущих потомков писателя Сергея Аксакова.
- Не совсем так. Сестра Аксакова, Наталья Тимофеевна, моя прародительница. В этом нет моей заслуги, никогда не афиширую свою причастность к знаменитому роду. Зачем об этом говорить? Лучше об Эрмитаже, о наших проектах.
- Вы согласны, что любые проекты выгоднее раскручивать через скандал, чем через позитив?
- Абсолютно не согласен! Установка на скандал - очень банально, тем более для Эрмитажа, потому что наш музей - явление позитивного ряда. Скандалы - не наш стиль, не наш помощник.
- А недавняя история с пропажей экспонатов из Эрмитажа? Она подогрела интерес к музею?
- Нет! По-прежнему Эрмитаж ежегодно посещают 2,5 миллиона человек. Пик был в 1978 году - тогда нас посетило 3,5 миллиона. Понимая, что потенциал публичности у нас очень большой, особое внимание уделяем разработке новых проектов, не только выставочных.
- Одним из необычных среди последних проектов Эрмитажа называют выставку "Ароматы картины Караваджо". Посетители могли ощутить аромат изображенных на шедевре "Лютнист" цветов и фруктов: перед картиной располагалось девять сосудов с ароматическими гелями, а в десятом, который объединил все эти запахи, "родился" аромат новых духов "Караваджо"...
- Этот проект мы осуществили с итальянскими парфюмерами - будучи музеем академическим, не боимся в меру экспериментировать. А сравнительно недавно мы начали уникальный проект для слепых детей "Прошлое на кончиках пальцев", его девиз - "Трогайте!". Специальный класс в помещении нового фондохранилища оборудовали макетами ландшафтов разных исторических эпох: палеолита, неолита, бронзы, железа и раннего Средневековья. И дети под руководством специалистов проводят там археологические "раскопки". В качестве находок выступают реплики, специально созданные по образцам подлинных музейных предметов: орудия труда, оружие, сосуды, украшения... Знакомство с предметами искусства перестает быть бессмысленным для слепых и слабовидящих людей. |