Ольга МАЧНЕВА
Денег в систему образования Татарстана вкладывается много, а толку от этого мало. По крайней мере, в общероссийском образовательном рейтинге республика не смогла занять лидирующих позиций... Об этом вчера говорили на итоговой коллегии Минобрнауки РТ.
Итоговый доклад министра образования и науки Раиса Шайхелисламова традиционно (как и доклады других министров) был посвящен многим достигнутым успехам и "отдельным" недочетам. Министр сообщил, что в прошлом году в Татарстане построили 25 новых школ и 6 детсадов, на текущий и капитальный ремонт израсходовали 352 миллиона рублей, а всего система образования получила в 2006-м 19 миллиардов 338 миллионов рублей. Татарстанские вузы, по словам министра, стремительно приближают свои программы к международным стандартам, то есть "вливаются" в Болонский процесс.
Что касается проблем, то, по мнению министра, учителя в татарстанских школах вовсю завышают оценки ученикам. К такому выводу в министерстве пришли, сравнив результаты контрольных по разным предметам с результатами тех же учеников на ЕГЭ.
- Разница в оценках оказалась от 1,1 до 2,4 балла... Такая невысокая требовательность учителей формирует у учащихся иллюзию благополучия, а потом на ЕГЭ они не могут подтвердить свои знания, и это приводит к срывам, - призвал Раис Шайхелисламов учителей повышать требовательность.
Надо сказать, что педагоги в зале не согласились с выводами министерских чиновников: ведь контрольные школьники пишут по конкретной теме, а ЕГЭ сдают по всему пройденному за несколько лет курсу, к тому же известно, что задания ЕГЭ отличаются повышенной сложностью и вызывают много нареканий в преподавательской среде, так что неудивительно, что оценки там ниже.
Другая болезнь нашего образования, как отметил министр, - плохая языковая подготовка. Иностранных языков не знают даже городские школьники и студенты, что уж говорить про сельских. Именно из-за плохого знания английского языка республиканская программа по отправке наших перспективных студентов в зарубежные вузы серьезно забуксовала. Из 2000 потенциальных кандидатов на отправку за рубеж языковой тест смогли пройти только 78 человек. Для того чтобы в срочном порядке подтянуть студентов и аспирантов по английскому, в ТГГПУ был создан центр интенсивной языковой подготовки...
Несмотря на указанные министром образования недочеты, его доклад показался первому вице-премьеру Равилю Муратову слишком радужным - он оборвал Шайхелисламова на полуслове и попросил "перевести акценты" на проблемы, к примеру, на федеральный образовательный рейтинг, в котором Татарстан оплошал.
- Рейтинг наш не адекватен вложению материальных ресурсов, - сурово заметил вице-премьер и в подтверждение своих слов процитировал данные впервые составленного рейтинга субъектов РФ по показателям развития образования.
По показателю "уровень образования населения" у Татарстана 31-е место, по "доступности образования" - 22-е, по "качеству" - 25-е, по "кадровому потенциалу" - 38-е, по "социально-экономическим условиям развития образования" - 53-е... Разве что по показателю "здоровье детей" Татарстан занял призовое 3-е место, и то, как посетовал вице-премьер, непонятно каким образом - ведь на призывных комиссиях выясняется, что юноши у нас сплошь больные.
Публично уличенный в низкой рейтинговости татарстанского образования Раис Шайхелисламов попробовал оправдаться, что это не Татарстан в рейтинге не хорош, а просто рейтинг составили плохо:
- Российский министр Фурсенко приезжал в Казань на торжества по поводу юбилея президента Шаймиева, и мы ему высказали, что рейтинг во многом не соответствует реальной ситуации. Ведь это был первый опыт составления такого рейтинга.
Но оправдания министра прозвучали беспомощно. Что толку сотрясать словами воздух, если официальный рейтинг - вот он, на бумаге...
"Вечерняя Казань" №8 от 23.01.07 |