11.01.07Расставлены акценты в генеральном плане столицы | Евгений СЕРГЕЕВ
Одним из знаковых событий минувшего декабря стали для казанцев общегородские публичные слушания по проекту генерального плана столицы.
Непосредственно в них приняли участие более 500 человек. Однако еще до обсуждения в КСК "УНИКС" проект генплана был опубликован в печати, на интернет-сайте столичного исполкома. Кроме того, любой желающий мог ознакомиться с проектом на специальной выставке, развернутой в управлении архитектуры и градостроительства. Всего же в районах столицы было организовано более 200 общественных конференций, число их участников превысило 30 тысяч человек.
Повышенное общественное внимание к главному градостроительному документу и значение, которое придается его принятию, вполне закономерны. Напомним: последний раз генеральный план Казани, рассчитанный на 25 лет, принимался в далеком 1969 году. Возможно, мало кто из рядовых казанцев обратил бы особое внимание на тот прискорбный факт, что уже больше десятилетия город живет без генплана, если бы не активные рыночные преобразования, повлекшие передел собственности. И когда столица республики на глазах стала меняться, когда на месте заповедных уголков, достойных сохранения, стал появляться новодел, в том числе откровенные архитектурные уродцы, всполошились не только специалисты.
По словам начальника городского управления архитектуры и градостроительства Эрнста Мавлютова, наличие генерального плана необходимо для решения таких важных для развития Казани вопросов, как резервирование территорий под строительство дорог и инженерных коммуникаций, расширение границ городской черты, определение перспективного использования внутригородских земель. Расчетный срок реализации основных проектных решений - 2020 год, перспектива - период до 2050 года, а первоочередные мероприятия намечены уже на ближайшее время.
Решение одной из сложнейших проблем современной Казани - транспортной, подчеркнул Эрнст Мавлютов, будет вестись по нескольким направлениям. Прежде всего это формирование системы кольцевых и радиальных магистралей общегородского значения. Проект генплана предусматривает завершение малого и большого казанских колец. Также будут развиваться скоростные виды транспорта: к 2020 году протяженность Казанского метрополитена составит 18 километров, а так называемого легкого метро - 15 километров. Подземка соединит Соцгород с Горками, а первую линию легкого метро предусматривается протянуть от Суконной слободы до Салмачей. Предполагается усовершенствовать традиционный общественный транспорт за счет развития трамвайных и троллейбусных линий, замены малых автобусов машинами большой и средней вместимости.
Другой важной проблемой, считает глава столичного управления архитектуры и градостроительства, является развитие природного "каркаса" города. Его ядром станут долина реки Казанки, протока Булак и система озер Кабан. На сегодняшний день зеленые насаждения занимают 19 процентов территории столицы республики. До 2040 года эту площадь планируют увеличить до 40 процентов.
По словам Эрнста Мавлютова, увеличение озелененных пространств предусматривает формирование специальных территорий вдоль Волги, создание непрерывной системы зеленых насаждений по берегам Казанки за счет ландшафтного парка "Островки Казанки", реконструкции Центрального парка культуры и отдыха. Помимо этого предусмотрены организация парковой зоны "Казанская Швейцария", благоустройство набережной от Фуксовского сада до Кировской дамбы, воссоздание Федосеевского сада - от кремля до церкви Святой Евдокии.
Должны сохраниться и такие уникальные природные комплексы, как районы озер Подувалье и Отарское, долины Сухой реки и реки Ноксы. Предполагается, что живописная набережная Казанки протянется от района Кировской дамбы и пройдет через железнодорожный вокзал до улицы Тихорецкой. Для этого придется снести все складские помещения и гаражи, расчистить "кладбище" кораблей.
Реконструкция железнодорожного узла, пояснил Эрнст Мавлютов, диктуется необходимостью возвращения городу природно-исторических ландшафтов Волги, обеспечения выхода Казани к акватории этой реки. Она подразумевает перенос пассажирской станции "Казань" на Северный ход, ликвидацию подъездных железнодорожных путей на участке Южного хода до станции "Вахитово" и завершение строительства нового железнодорожного вокзала в районе улицы Воровского. Товарная железнодорожная станция будет вынесена, а подъездные и транзитные рельсовые пути - сокращены. Освобождающиеся территории используют под набережную, рекреационную зону, спортивные и развлекательные объекты.
Наиболее приоритетной для населения, сказал, выступая на публичных слушаниях, генеральный директор ОАО "Институт "Казгражданпроект" Марат Кафиатуллин, останется проблема обеспечения людей полноценным жильем. Развитие Казани до 2010 года будет проходить внутри существующей городской черты, без территориального расширения. За этот период планируется построить 4,3 миллиона квадратных метров жилья, то есть ежегодно будет вводиться около миллиона "квадратов". В 2006 году было сдано около 750 тысяч квадратных метров.
Основными площадками жилищного строительства до 2020 года будут район старого аэропорта в Советском районе, микрорайоны Азино-1 и Азино-2, микрорайон 5А и район Фермы-2 в Приволжском районе, участки в поселке Мирном, жилые кварталы в прибрежной части Казанки. За пределами города основными станут территории в восточном и западном направлениях - на землях Пестречинского и Зеленодольского районов, отметил Марат Кафиатуллин.
До окончательного утверждения Казанской городской думой главный градостроительный документ столицы республики подлежит согласованию с федеральными органами власти и с Кабинетом Министров, а также с органами местного самоуправления тех районов, с которыми город граничит.
"Республика Татарстан" №3 от 11.01.07 |