20.12.06Казанские химики решают дорожную проблему. И не ее одну... |
Месторождения природных битумов потому так трудно осваивать, что их природе не соответствует ни одна из известных прежде традиционных технологий переработки, ни один из видов транспортировки. Классические подходы не работают применительно к битумам. Ну, а ноу-хау казанских нефтехимиков не просто решает проблему, но еще и решает ее комплексно. Они, по сути, предлагают промысловый процесс, включающий первичную сольвентную переработку с дальнейшей транспортировкой продуктов. Битум при этом перевозится битумовозами, а нефть поступает в трубопровод.
Эта технология идеально приспособлена к специфике татарстанских месторождений и рассчитана на их поэтапное освоение, к тому же она очень гибкая, с ее помощью можно перерабатывать битум разных месторождений, смесь природного битума с тяжелыми остатками, которые вырабатываются на НПЗ.
Когда удастся довести добычу до 1 млн тонн в год и выше, можно будет приступить и к углубленной переработке асфальтитового концентрата - сырья для коксования, гидрокрекинга, газификации. Такая универсальность - еще одно преимущество новой технологии.
Играет роль и экономическая составляющая. Сейчас себестоимость добычи природного битума около 20 тысяч рублей за тонну, но в будущем она должна снизиться за счет увеличения масштабов добычи и использования новой техники. При использовании новой сольвентной технологии себестоимость первичной переработки составит всего 500 рублей за тонну (в Канаде более 1500 рублей за тонну), и в итоге цена получится более чем конкурентная. Важно и то, что новая технология предполагает производство качественного неокисленного битума. Сейчас неокисленный битум производят по технологии глубокой вакуумной переработки, используя в качестве сырья классические нефтяные остатки парафинистых нефтей. Качество готовой продукции при такой технологии намного хуже.
Лабораторные испытания подтвердили преимущества производства из природного битума. Его качество уже оценили дорожники. Это подтверждают результаты исследований и опытных работ в лабораториях, которые ученые ВНИИУС и КГТУ провели совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ.
Кроме того, при предлагаемой казанскими химиками технологии рационально используется производимый казанским заводом “Оргсинтез” ацетон. Поскольку технология предусматривает цикл полной его регенерации, она не приводит к заметному удорожанию процесса.
- Сейчас мы приступаем к опытно-промышленному эксперименту - обкатке нашей технологии на пилотной установке, - рассказывает Александр Копылов. - Опытная установка будет смонтирована в Куркачах, на полигоне “Искра” КГТУ, мы сейчас разрабатываем на нее технологический регламент. Финансировать работы будет Инвестиционно-венчурный фонд РТ. Наработав опытные образцы, мы покроем нашим битумом участок дороги, получим результаты опытно-промышленных испытаний и одновременно с этим отработаем саму технологию, доведем ее до уровня лицензионного продукта, который востребован на мировом рынке технологий. Кроме того, разработаем техническую документацию на строительство промышленной установки.
На основе сольвентной технологии ученые разрабатывают основные принципы, подходы и концепцию освоения запасов природных битумов с получением качественного дорожного покрытия. По расчетам ученых, за 5 лет добыча природного битума в Татарстане должна превысить 100 тысяч тонн в год.
- К этому времени и наша технология “созреет” до применения ее в промышленности. Эта работа входит в первый национальный научно-инновационный проект, одобренный Президентом РТ, который разрабатывается и осуществляется под эгидой Академии наук Татарстана. Сейчас мы работаем над ним совместно со всеми заинтересованными организациями, - сообщил Александр Копылов.
Технология казанских химиков запатентована, причем эксперты отметили практически все ее преимущества: дешевизну, простоту, низкую энергозатратность, экологичность. А также перспективы на будущее: с помощью этой технологии можно получать концентрат редкоземельных металлов - ванадия, никеля, в котором они содержатся в тех же величинах, что и в природной руде. Кроме того, сольвентная переработка позволяет получать из природного битума высококачественные топлива и масла, сероорганические соединения. Эти продукты - наследство, которое будет оставлено нашим потомкам. |