20.12.06Казанские химики решают дорожную проблему. И не ее одну... | София САЙГАНОВА
В Татарстане создана уникальная сольвентная технология переработки природных битумов и нефтяных остатков, которая в числе других проектов была представлена на завершившемся в Швейцарии форуме “Инвестиции и торговые возможности для бизнеса Татарстана”.
Вот уже в течение 15 лет работают сотрудники кафедры химической технологии переработки нефти и газа, кафедры органического синтеза КГТУ и Волжского научно-исследовательского института углеводородного сырья (ВНИИУС) над технологией рационального использования природных битумов. Руководитель проекта - профессор КГТУ, доктор технических наук Исмагил Хуснутдинов, основной исполнитель - ведущий научный сотрудник ВНИИУСа, кандидат технических наук Александр Копылов, к выполнению работ по проекту они привлекают научные группы из отраслевых институтов.
Проблема, над которой они работают, чрезвычайно актуальна для нашей республики. Дорожники без битума, как без рук. По опросу, проведенному Счетной палатой РТ 65 процентов специалистов в этой области объясняют затяжной ремонт и строительство дорог нехваткой стройматериалов, прежде всего битума. Объемы его производства заметно падают: если в 2002 году в республике произвели 166 тысяч тонн дорожного битума, то в 2005 году - 56 тысяч тонн. При этом запасы этого высоковязкого, тяжелого нефтяного сырья составляют от 1,5 до 7 млрд тонн. В целом по России запасы природного битума насчитывают 20-25 млрд тонн, то есть треть этого богатства сосредоточена в Татарстане. Вопрос в том, как его извлечь из земли и переработать с наименьшими потерями. Над этой задачей ученым пришлось как следует поломать голову.
- Дело в том, что традиционной технологии, позволяющей производить дорожный битум из природного, вообще не было. Но зато был наработан богатый зарубежный опыт, прежде всего в Канаде и Венесуэле. Канада занимает первое место в мире по запасам битума. Там его добывают и перерабатывают уже более 30 лет, - рассказывает Александр Копылов. - Канадцы получают из природного битума синтетическую нефть, то есть нефть, в которой посредством деструктивных процессов полностью разрушена структура природного битума, что сделало ее похожей по структуре и свойствам на классическую нефть. С таким продуктом они получили доступ на мировой рынок нефти, в том время как природный битум, в чистом виде добытый из земли, никому не нужен. И вот канадцы построили целые заводы, которые ежегодно перерабатывают 60 млн битума в синтетическую нефть, причем около 80 процентов этой нефти транспортируют на НПЗ США для дальнейшей переработки. Это производство выгодно уже при цене нефти 20 долларов за баррель, что уж говорить о нынешней ситуации, когда цена достигла 60 долларов за баррель. Кстати, наши специалисты собираются изучать канадский опыт, чтобы применять его в республике.
Но, по мнению ученых, для разработки месторождений Татарстана такой опыт не подходит. Они не такие крупные, как в Канаде, и не локализованы в каком-то отдельном районе, а “разбросаны” на юго-востоке республики. Следовательно, нет никакого расчета тратиться на дорогостоящие НПЗ по типу канадских, которые окупятся только через десятки лет. И вот наши ученые нашли остроумное решение, они внесли новации в традиционную технологию деасфальтизации, разом “убив двух зайцев”. Использовали полярные органические растворители и получили “на выходе” разом и асфальтовый концентрат (дорожный битум), и облегченную битумную нефть. Товарный продукт, готовый дорожный битум, при этом получают в одну стадию.
- По своему составу природные битумы как бы самой природой предназначены для производства неокисленных дорожных битумов. Природа уже сделала за нас все, что нужно, осталось только этот асфальтовый концентрат извлечь, используя нашу технологию, и уложить на дорогу, - рассказывает Александр Юрьевич.- Подобранные нами растворители позволяют с высокой селективностью разделять сырье, концентрируя необходимые компоненты именно там, где они и должны быть. Мы разделяем природный битум на две части: асфальтитовый концентрат (дорожный битум), он составляет примерно 30 процентов от общей массы, и облегченную битумную нефть (примерно 70 процентов). Ее можно транспортировать по трубопроводу и перерабатывать на действующих НПЗ Татарстана и России. |