19.12.06Всемирная кредитная история | Дмитрий БУТРИН, Луиза ИГНАТЬЕВА
Всемирный банк (ВБ) утвердил новую трехлетнюю стратегию работы с Россией. От сотрудничества с РФ, которая теперь рассматривается ВБ не как заемщик, а как будущий донор, банк переходит к работе с регионами. До 2010 года ВБ намерен предоставлять до трех кредитов в год субъектам федерации без федеральных гарантий. Не исключено, что одним из отобранных ВБ регионов для реализации его программ станет Татарстан.
В Вашингтоне в прошлый четверг совет директоров ВБ на своем заседании утвердил очередную стратегию партнерства с Российской Федерацией на срок до 2010 года. Она оказалась революционной. Россия, как констатировал в интервью РИА «Новости» Алексей Квасов, российский представитель в ВБ, более не нуждается в займах банка, и акценты в программе сделаны на сотрудничестве с регионами. Как пояснила глава представительства ВБ в России Кристалина Георгиева, стратегия включает в себя ряд «инновационных» для ВБ программ, в том числе «субсуверенные гарантии» по займам регионов.
В тексте стратегии поясняется, что ВБ ежегодно будет разрабатывать проекты от «одного до трех» субфедеральных займов ВБ регионам без федеральных гарантий, главным образом «в области региональной инфраструктуры». Прямой доступ к займам ВБ без содействия и гарантий правительства РФ получат платежеспособные регионы. ВБ намерен определить группу в 6-10 регионов, в которых банк намерен сконцентрировать свои программы до 2010 года. Отбор уже начался, и среди них может оказаться Татарстан, способный гарантировать возвратность кредита ВБ, прежде всего, экспортными контрактами «Татнефти».
Предварительные договоренности об участии Татарстана в трехлетней программе ВБ были достигнуты между президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и постоянным представителем ВБ в России Кристалиной Георгиевой в июне этого года. После подписания меморандума о взаимопонимании госпожа Георгиева выразила уверенность, что «Татарстан будет одним из приоритетных регионов на следующие три года в рамках новой стратегии работы банка в России». В ответ господин Шаймиев признался, что у Татарстана «есть огромное стремление стать таким партнером» банка, чтобы, осуществляя совместные с ним проекты, республика «могла бы стать примером для других регионов России».
Таким образом, Татарстан может получить прямую финансовую помощь от ВБ независимо от Минфина РФ (под субсуверенные гарантии). Отметим, что ВБ ежегодно распределяет займы, субсидии и гранты среди развивающихся стран на сумму около $20 млрд. Для российских регионов только на проведение реформ ЖКХ МБРР, подразделение ВБ, зарезервировал на 2006-2008 годы $200 млн.
Татарстан предлагает ВБ принять участие в финансировании трех масштабных проектов: в снижении уровня вредных выбросов строящегося комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске, в «эффективном построении особой экономической зоны» в Елабуге и в проведении реформ в сельском хозяйстве и ЖКХ.
Вчера глава территориального управления РосОЭЗ Тимур Шагивалеев подтвердил актуальность привлечения кредитных ресурсов ВБ. Федеральное агентство по управлению ОЭЗ рассматривает возможность привлечения $150 млн на финансирование строительства инфраструктуры всех российских зон, половина из этой суммы запрашивается для «Алабуги». Впрочем, не только под глобальные инвестиционные проекты Татарстан хотел бы использовать ресурсы ВБ. Заместитель главы исполкома — глава финансового управления Казани Оскар Прокопьев заявил, что муниципальные власти приветствуют продолжение сотрудничества с ВБ, так как он предлагает кредиты под 5-6% годовых (в 2005 году Казань под гарантии Минфина РФ уже получила безвозвратный кредит (грант) в $125 млн на выравнивание межбюджетных отношений с РТ, а также на проведение инфраструктурных преобразований в ЖКХ). «Никто не станет спорить, что кредитные ресурсы ВБ дешевле, чем у кого-либо. А отсутствие федеральных госгарантий не повлияет на дисциплину регионов-заемщиков, так как аудиторы ВБ постоянно контролируют целевое использование выделенных ресурсов», — отметил он. По его словам, муниципальные власти могли бы использовать средства ВБ для рефинансирования существующего долга Казани в 4,8 млрд рублей.
Из всего этого следует, что у Татарстана, считающегося одним из немногих регионов-доноров РФ, может образоваться государственный внешний долг (он был аннулирован в 2001 году). Председатель комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин считает, что «внешние заимствования могут стать частью бюджетной политики, лишь бы они не использовались на текущие расходы республики». Впрочем, господин Сафиуллин не исключил, что необходимость в кредитах ВБ может исчезнуть сама собой. «К моменту принятия решения конъюнктура долгового рынка может измениться не в пользу ВБ», — заключил глава бюджетного комитета.
Впрочем, пока неизвестно, насколько доброжелательно к стратегии ВБ отнесется правительство России. Эксперимент ВБ противоречит тенденции усиления финансового давления правительства РФ на регионы, а сам банк в стратегии уже подвергает осторожной критике незавершенность реформы межбюджетных отношений, проводимой Минфином РФ.
"Коммерсант. Волга-Урал" №237 от 19.12.2006 |